Нынешнюю ситуацию с организацией поставок грузов в отдаленные районы Крайнего Севера характеризует старая русская поговорка о нерасторопной хозяйке, которая "умела готовать, да не умела подавать". Федеральный центр в этом году сработал четко: за полтора месяца до установленного законом срока (1 ноября) перечислил все до копейки средства в бюджеты северных регионов. Из события экстраординарного северный завоз, по словам заместителя руководителя департамента региональных программ Минэкономразвития РФ Олега Войтенко, превращается "в обычное плановое мероприятие, и беспокойства по поводу его выполнения быть не должно".
И верно, вначале грузы по северным рекам шли сплошным потоком. Уже в середине июля регионы рапортовали, что Красноярский край везет продукты, товары народного потребления и топливо к своим дальним окраинам. В автономных округах, к примеру в Эвенкии, дело якобы поставлено еще лучше - все необходимое завезли еще к 1 июля. Комитет по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации с понятной радостью сообщил нашим читателям, что все 30 регионов Крайнего Севера, на территории которых проживает около 12 миллионов человек, получат все необходимые товары и зимовать будут безбедно.
И вот нынче выясняется совсем иное. "Средства на финансирование северного завоза в Российской Федерации освоены на две трети, - заявляет спустя два месяца после победных рапортов председатель Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. - Основной вопрос заключается в организации работы на местах, а самым проблемным на сегодня регионом оказался Красноярский край". Председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров тоже признался под напором прессы: не завезены еще, оказывается, грузы для жителей самых отдаленных районов Эвенкии, Магаданской области, Республики Саха (Якутия), Таймырского автономного округа...
Спрашивается: куда девались 9 миллиардов рублей, выделенных на северный завоз? Законодатели обеих палат Федерального Собрания РФ приоткрыли завесу тайны: "Федеральные средства, выделяемые на него, являются частью фонда финансовой поддержки регионов, то есть трансфертов, а не предоставляются отдельной бюджетной строкой". То есть деньги элементарно растворились в бюджетах 30 регионов и пошли на выполнение тех срочных региональных и федеральных задач, которые не были финансово обеспечены: на борьбу с беспризорностью, лесными пожарами, выплату отпускных и задолженности по зарплате бюджетникам и так далее. Но это еще цветочки. Есть в расходах и "не зашиваемые" бреши. Одна из них - сотни миллионов рублей долгов регионов федеральному бюджету за кредиты на тот же северный завоз, взятые еще в 1994-1995 годах. Все эти деньги правительство регулярно год за годом закладывает в общие расходы на северный завоз с одной целью - регионы должны взять эти суммы из собственных бюджетов, завезти на них товары и продукты и таким образом как бы погасить долг. Но он вот уже 8 лет горит синим пламенем. Вторую брешь в северных финансах пробивает инфляция.
- Если судить по цифрам, то вроде налицо рост объемов средств на финансирование завоза, - сетует Александр Назаров. - В этом году - 8 миллиардов 963 миллиона рублей, на 2003 год запланировано 10 миллиардов 50 миллионов. То есть рост на 12 процентов. На практике - мишура. Это прогнозируемый темп инфляции. А опережающий рост цен на топливо, тарифов на транспортные перевозки не учтен! Вот и получается, что федеральный центр сидит на деньгах как собака на сене, местные компании-посредники ловчат, а страдают простые северяне.
Оно и верно - просто деньгами (да еще в немалом количестве - "виртуальными") 12 миллионов человек не накормить и не обогреть.