Предложение ввести новый налог "в размере 5 - 10 долларов" появилось после знакомства депутата с российско-грузинской границей, состояние которой он нашел неудовлетворительным. Причина? Она набила оскомину - нет средств на обустройство. По мнению Резника, деньги, полученные с путешествующих за кордон, должны быть целевым образом направлены на нужды Федеральной пограничной службы (ФПС). Так была реанимирована идея введения пограничного налога, которую в 1998 году "завернул" Конституционный суд, посчитавший этот сбор нарушающим право граждан на свободное передвижение.
Новая постановка вопроса предполагает взимание денег с граждан России и иностранцев, а также с транспортных средств, следующих через нашу границу в обоих направлениях. Исключение предполагается для граждан СНГ, передвигающихся по территории Содружества. Само собой, к "льготникам" должны быть отнесены жители Калининграда. Любителей путешествовать по странам дальнего зарубежья должно в итоге набраться никак не менее 40 млн. человек. С них, по мнению депутата, реально получить в год 6 - 7 млрд. рублей, что и закроет проблему недофинансирования. Во фракции полагают, что дополнительные средства помогут реализовать программу "Границы России", стоимость которой оценивается в 62 млрд. рублей. В качестве аргумента в пользу введения погранналога приводится практика сборов в целом ряде стран. Если учесть, что протяженность российских границ составляет около 13,5 тысячи километров, из которых менее четверти обустроено еще в советские времена по полной пограничной программе, то нетрудно посчитать, что каждый метр пограничного обустройства обойдется казне почти в 150 долларов.
В комментариях на эту тему уже высказались представители ГТК, Минфина и самой ФПС, которые выразили сомнение в законности введения в России целевого налога, который, как известно, противоречит и Бюджетному кодексу и налоговой реформе.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Валерий ДРАГАНОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам:
- Необходимость обустройства внешних границ России - вопрос совершенно бесспорный и очень актуальный. Наши границы сегодня действительно представляют собой довольно-таки убогое зрелище по причине отсутствия современных терминалов и переходов. В том числе и по этой причине зарубежные партнеры не торопятся выстраивать с Россией долгосрочное сотрудничество, инвестировать деньги в нашу экономику.
Другое дело, что незачем ломиться в открытую дверь. Наш комитет внес на рассмотрение Госдумы два законопроекта, прошедших экспертную оценку. В них обозначены все болевые точки, предложены способы цивилизованного обустройства госграниц. Реализация этих мер способна более чем на 10 млрд. рублей увеличить поступления в казну. В любом случае здравая идея улучшить финансирование границ не должна выходить за рамки Бюджетного кодекса. Введение нового сбора противоречит заявленным целям налоговой реформы. К тому же совсем не факт, что полученные таким способом деньги пойдут на нужды ФПС. А ко всему еще, предложение ввести пограничные сборы идет вразрез с намерениями вступить в ВТО. В том виде, как предлагается коллегами по палате, предложение вряд ли получит положительную оценку правительства страны.
Но даже не это главное. России сегодня требуются не высокие заборы, на которые денег не напасешься, а грамотно выстроенная линия политического и экономического сотрудничества с ближайшими соседями. Границы со странами СНГ должны быть статусом, а не барьером.