Главная Культура 00:01 08 Сентября 2023 3741
А зрители ни в чем не виноваты

Когда в российских кинотеатрах закончится мертвый сезон?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
С июня по сентябрь российские кинотеатры заработали всего 6 млрд рублей. Фото: Marijan Murat/imagebroker.com, globallookpress.com

Минуло лето — традиционно самое трудное время года для российского кинопроката. Выручка кинотеатров летом резко падает: люди предпочитают лучам проектора на экране лучи солнечного света на природе. Раньше зрителей завлекали в кинозалы американскими блокбастерами, которые косяком шли три летних месяца. Но после того, как «большой Голливуд» объявил России бойкот, в прокате их стало совсем немного...

В итоге наши кинотеатры с июня по сентябрь заработали всего 6 млрд рублей. Это, замечу, в два раза меньше, чем летом 2019 года, когда сборы составили более 12 млрд. Даже в первый послепандемийный год — с QR-кодами, ограничениями по посадке и прочими драконовскими санитарными мерами — кинотеатры заработали за лето 7,7 млрд. «Отрицательный рост» налицо, несмотря на заверения киночиновников, что все у нас идет по плану.

Да, старт нынешнего года, когда на экраны вышел «Чебурашка», собравший рекордные 7 млрд рублей, вселял кинопрокатчикам определенные надежды. Но достаточно скромный по отношению к затратам результат космического «Вызова» (2 млрд после четырехмесячного проката), плюс громкий коммерческий провал (сборы 56 млн при бюджете 300 млн рублей) сугубо артхаусного «Снегиря», который подавался в прокате как фильм-катастрофа, плюс убыточное лето с отсутствием резонансных премьер свели новогодние успехи на нет. Исправит ли ситуацию сентябрь, когда на экраны выйдут «Неудержимые 4» с сильно постаревшим Сильвестром Сталлоне и «Догмен» некогда популярного у нас Люка Бессона, — экран покажет.

Но реальность такова, что иностранное кино, которое легально показывается в России, не способно принести кинотеатрам недостающую долю сборов для выхода на безубыточный уровень. В отсутствие американских блокбастеров доля европейских, азиатских фильмов нынче не превышает 20% от общих кассовых сборов. Да, зрители сегодня готовы чаще смотреть отечественное кино. Но больших зрелищных аттракционов оно предложить пока не может. Один «Чебурашка» погоду не делает. Фильм с таким кассовым потенциалом должен выходить хотя бы раз в квартал, а не раз в год.

В этой ситуации некоторые кинотеатры идут на серьезные юридические и репутационные риски, показывая голливудские блокбастеры («Аватар: Путь воды», третьи «Стражи Галактики», последний «Форсаж»), по сути, пиратским способом, именуя это «предсеансовым обслуживанием», «работой киноклубов» и другими витиеватыми словами. Подобные хитрости помогают кинотеатрам худо-бедно выживать, хотя эта практика идет вразрез с нормами, принятыми в цивилизованном мире, и с действующим российским законодательством. Призывы прокатчиков к властям принять соответствующий закон для официального проката голливудских фильмов до сих пор услышаны не были.

Судьбой кинотеатров озаботился даже вице-спикер Госдумы от фракции «Новые люди» Вячеслав Даванков. Он попросил Минкультуры рассмотреть вопрос о принудительном прокате нашумевших американских фильмов «Барби» и «Оппенгеймер» в качестве временной меры для помощи кинотеатрам. После затянувшейся мхатовской паузы замминистра культуры РФ Андрей Малышев дал ему (и всем нам) ответ, заявив, что эти фильмы по параллельному импорту в прокат не выйдут, потому что они якобы противоречат «традиционным российским духовно-нравственным ценностям».

Я не нанимался в адвокаты к господину Даванкову, но мне за пустующие кинотеатры (к исходу 2022 года было закрыто 700 кинозалов, прокатчики понесли убытки в 4,5 млрд. руб.) и за зрителей обидно. За которых некие дяди в креслах опять решили, что им смотреть можно, а что негоже. Поэтому деликатно замечу господину Малышеву, что «Барби» идет практически во всем мире, включая страны СНГ, — и никакого посягательства этого невинного фильма на нравственное здоровье населения ни в одной стране замечено не было. Лишь в Ливане возрастной ценз ленты подняли с 12 до 13 лет — и на этом претензии к «Барби» иссякли.

Что до «Оппенгеймера», то его на днях за пределами России посмотрел телеведущий отнюдь не либерального, а вполне консервативного телеканала «Царьград» Юрий Пронько, который именует себя патриотом и империалистом, и назвал фильм «отличной работой». «В «Оппенгеймере» нет ничего, что бы унижало или уничтожало наши традиционные ценности, — заявил Пронько. — Нынешний «голубой экран» России куда больше наносит вреда. Чиновникам из Минкульта стоит туда заглянуть».

Не разделил опасений Минкультуры и замглавы комитета Госдумы по информполитике единоросс Антон Горелкин. Он выступил против принудительного лицензирования американских кинокартин, но попытка культурного ведомства приплести к делу духовно-нравственные ценности вызвала у него удивление. Говоря об «Оппенгеймере», Горелкин заявил, что «история создания ядерного оружия и исследование внутреннего мира одного из отцов атомной бомбы несет в себе гуманистический посыл, что сегодня актуально как никогда». Что касается фильма про Барби, то он, по мнению Горелкина, «глубже, чем кажется, и содержит изрядную порцию социальной сатиры».

«Конечно, оба фильма далеко не шедевры мировой культуры, — подчеркнул политик, — но намного лучше многих картин, которым в этом году Минкульт выдал прокатное удостоверение и на духовно-нравственные ценности не посмотрел (хотя стоило бы)».

Но в Минкультуры с непонятным оптимизмом смотрят на результаты кинопроката: прогнозируют по итогам года общие кассовые сборы на уровне 40 млрд. руб. Это при сильно подорожавших за последние годы билетах. Напомню чиновникам, что в допандемийном 2019 году сборы составили 55 млрд. руб. Такими темпами восстановить убитый кинопрокат нам еще не скоро удастся...

А в это время

Несмотря на грозное заявление Минкультуры, ряд кинотеатров в Екатеринбурге, Томске, Тюмени, Новосибирске, Оренбурге, Красноярске и даже Москве объявили о скором показе опальных фильмов «Барби» и «Оппенгеймер» на своих экранах. Выживать-то надо, да и зрители хотят смотреть актуальное кино, а не южнокорейский «Олдбой» 2003 года, который в сентябре опять выходит на экраны, чтобы заполнить афишу.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5433
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5042
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...