Главная Культура 00:01 08 Сентября 2023 3664
А зрители ни в чем не виноваты

Когда в российских кинотеатрах закончится мертвый сезон?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
С июня по сентябрь российские кинотеатры заработали всего 6 млрд рублей. Фото: Marijan Murat/imagebroker.com, globallookpress.com

Минуло лето — традиционно самое трудное время года для российского кинопроката. Выручка кинотеатров летом резко падает: люди предпочитают лучам проектора на экране лучи солнечного света на природе. Раньше зрителей завлекали в кинозалы американскими блокбастерами, которые косяком шли три летних месяца. Но после того, как «большой Голливуд» объявил России бойкот, в прокате их стало совсем немного...

В итоге наши кинотеатры с июня по сентябрь заработали всего 6 млрд рублей. Это, замечу, в два раза меньше, чем летом 2019 года, когда сборы составили более 12 млрд. Даже в первый послепандемийный год — с QR-кодами, ограничениями по посадке и прочими драконовскими санитарными мерами — кинотеатры заработали за лето 7,7 млрд. «Отрицательный рост» налицо, несмотря на заверения киночиновников, что все у нас идет по плану.

Да, старт нынешнего года, когда на экраны вышел «Чебурашка», собравший рекордные 7 млрд рублей, вселял кинопрокатчикам определенные надежды. Но достаточно скромный по отношению к затратам результат космического «Вызова» (2 млрд после четырехмесячного проката), плюс громкий коммерческий провал (сборы 56 млн при бюджете 300 млн рублей) сугубо артхаусного «Снегиря», который подавался в прокате как фильм-катастрофа, плюс убыточное лето с отсутствием резонансных премьер свели новогодние успехи на нет. Исправит ли ситуацию сентябрь, когда на экраны выйдут «Неудержимые 4» с сильно постаревшим Сильвестром Сталлоне и «Догмен» некогда популярного у нас Люка Бессона, — экран покажет.

Но реальность такова, что иностранное кино, которое легально показывается в России, не способно принести кинотеатрам недостающую долю сборов для выхода на безубыточный уровень. В отсутствие американских блокбастеров доля европейских, азиатских фильмов нынче не превышает 20% от общих кассовых сборов. Да, зрители сегодня готовы чаще смотреть отечественное кино. Но больших зрелищных аттракционов оно предложить пока не может. Один «Чебурашка» погоду не делает. Фильм с таким кассовым потенциалом должен выходить хотя бы раз в квартал, а не раз в год.

В этой ситуации некоторые кинотеатры идут на серьезные юридические и репутационные риски, показывая голливудские блокбастеры («Аватар: Путь воды», третьи «Стражи Галактики», последний «Форсаж»), по сути, пиратским способом, именуя это «предсеансовым обслуживанием», «работой киноклубов» и другими витиеватыми словами. Подобные хитрости помогают кинотеатрам худо-бедно выживать, хотя эта практика идет вразрез с нормами, принятыми в цивилизованном мире, и с действующим российским законодательством. Призывы прокатчиков к властям принять соответствующий закон для официального проката голливудских фильмов до сих пор услышаны не были.

Судьбой кинотеатров озаботился даже вице-спикер Госдумы от фракции «Новые люди» Вячеслав Даванков. Он попросил Минкультуры рассмотреть вопрос о принудительном прокате нашумевших американских фильмов «Барби» и «Оппенгеймер» в качестве временной меры для помощи кинотеатрам. После затянувшейся мхатовской паузы замминистра культуры РФ Андрей Малышев дал ему (и всем нам) ответ, заявив, что эти фильмы по параллельному импорту в прокат не выйдут, потому что они якобы противоречат «традиционным российским духовно-нравственным ценностям».

Я не нанимался в адвокаты к господину Даванкову, но мне за пустующие кинотеатры (к исходу 2022 года было закрыто 700 кинозалов, прокатчики понесли убытки в 4,5 млрд. руб.) и за зрителей обидно. За которых некие дяди в креслах опять решили, что им смотреть можно, а что негоже. Поэтому деликатно замечу господину Малышеву, что «Барби» идет практически во всем мире, включая страны СНГ, — и никакого посягательства этого невинного фильма на нравственное здоровье населения ни в одной стране замечено не было. Лишь в Ливане возрастной ценз ленты подняли с 12 до 13 лет — и на этом претензии к «Барби» иссякли.

Что до «Оппенгеймера», то его на днях за пределами России посмотрел телеведущий отнюдь не либерального, а вполне консервативного телеканала «Царьград» Юрий Пронько, который именует себя патриотом и империалистом, и назвал фильм «отличной работой». «В «Оппенгеймере» нет ничего, что бы унижало или уничтожало наши традиционные ценности, — заявил Пронько. — Нынешний «голубой экран» России куда больше наносит вреда. Чиновникам из Минкульта стоит туда заглянуть».

Не разделил опасений Минкультуры и замглавы комитета Госдумы по информполитике единоросс Антон Горелкин. Он выступил против принудительного лицензирования американских кинокартин, но попытка культурного ведомства приплести к делу духовно-нравственные ценности вызвала у него удивление. Говоря об «Оппенгеймере», Горелкин заявил, что «история создания ядерного оружия и исследование внутреннего мира одного из отцов атомной бомбы несет в себе гуманистический посыл, что сегодня актуально как никогда». Что касается фильма про Барби, то он, по мнению Горелкина, «глубже, чем кажется, и содержит изрядную порцию социальной сатиры».

«Конечно, оба фильма далеко не шедевры мировой культуры, — подчеркнул политик, — но намного лучше многих картин, которым в этом году Минкульт выдал прокатное удостоверение и на духовно-нравственные ценности не посмотрел (хотя стоило бы)».

Но в Минкультуры с непонятным оптимизмом смотрят на результаты кинопроката: прогнозируют по итогам года общие кассовые сборы на уровне 40 млрд. руб. Это при сильно подорожавших за последние годы билетах. Напомню чиновникам, что в допандемийном 2019 году сборы составили 55 млрд. руб. Такими темпами восстановить убитый кинопрокат нам еще не скоро удастся...

А в это время

Несмотря на грозное заявление Минкультуры, ряд кинотеатров в Екатеринбурге, Томске, Тюмени, Новосибирске, Оренбурге, Красноярске и даже Москве объявили о скором показе опальных фильмов «Барби» и «Оппенгеймер» на своих экранах. Выживать-то надо, да и зрители хотят смотреть актуальное кино, а не южнокорейский «Олдбой» 2003 года, который в сентябре опять выходит на экраны, чтобы заполнить афишу.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9486
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7185
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?