Прорицатели от большой политики, проспавшие объединение Германии, уже не столь скептически воспринимают шаги навстречу друг другу двух Корей. После судьбоносной встречи двух Кимов, лидеров Корейской Народно-Демократической Республики и Южной Кореи, взаимное узнавание этой единой по этническому составу нации проходит в темпе ударного коммунистического субботника.
Одними из первооткрывателей земель к северу от демаркационной линии - тяжкого наследия гражданской войны - стали 50 редакторов и издателей с юга. Журналисты гостят сейчас в Пхеньяне и налаживают едва ли не самый главный канал общения (и просвещения) - через новости и комментарии. Параллели, пусть и условные, напрашиваются: чтобы растопить лед отчуждения и "отмороженных" сограждан потребовалась политика гласности.
Еще одной составляющей процесса сближения двух Корей неизбежно станут гуманитарные связи: Красный Крест подготовил окончательный список ста южан, отправляющихся на север для встречи со своими родственниками. Их разлучила сперва война, затем ощетинившаяся с обеих сторон оружием государственная граница. Многие не виделись полвека.
К концу 2001 года восстановят железнодорожное сообщение - рельсы соединят северокорейский город Синыйджу и Cеул. Но уже в следующем месяце солдаты начнут "зачистку" участков, прилегающих к железнодорожному полотну, - здесь земля была щедро засеяна за годы вражды минами.
Поезда пойдут еще не скоро. Но процесс сближения корейцев с Севера и с Юга уже пошел.