«Почта России» предупреждает, что заграничные письма и посылки теперь будут идти еще дольше. 11 июля вступает в силу приказ Федеральной таможенной службы (ФТС), который лишает международную почту привилегии первоочередного оформления таможенных документов. «Труд» разобрался, кто пострадает от новых правил больше всех.
Свою позицию «Почта России» выразила в официальном письме, опубликованном на сайте. В нем говорится, что нововведение бюрократизирует прохождение таможенного контроля. «Такой подход не учитывает технологических возможностей подготовки больших объемов почтовых отправлений к оформлению, а также действующих правил Всемирного почтового союза, интересов потребителей и особенностей предоставления услуг почтовой связи», — говорится в письме «Почты России».
Также национальный почтовый оператор напоминает, что в ноябре 2010 года таможенным органам было поручено принять меры для упрощения и ускорения таможенного оформления ряда отправлений. Но, как уверяют в «Почте России», новый приказ даст прямо противоположный эффект.
За три часа не успеть
В пресс-службе «Почты России» «Труду» объяснили, что основная сложность заключается в сроке. Зарубежную посылку должны успеть оформить за три часа. Если этого не происходит, то ее отправляют на склад, из-за чего срок доставки адресату существенно увеличивается. Пока сложно сказать, сколько в среднем мы будем ждать отправлений, но этот процесс может затягиваться до полугода — именно столько по закону посылку можно хранить на складе таможни.
«О выходе нового приказа мы не были уведомлены заранее, — заявили „Труду“ в пресс-службе „Почты России“. — О нем мы узнали из газет за месяц до вступления в силу. За такой короткий период расширить инфраструктуру невозможно. Непонятно, как приказ будут выполнять сами таможенники, ведь они должны существенно увеличить штат специалистов. Единственный выход, который мы видим, — это отложить приказ, чтобы мы успели подготовиться».
В ФТС с этими доводами не согласны. Там твердо заявляют, что новые правила не спровоцируют коллапс на почте. «Благодаря нововведению будет усилен контроль за безопасностью содержимого посылок, — рассказали в пресс-службе ведомства. — Это оградит граждан России от нелегальной продукции».
Также в ФТС объяснили, что срок в три часа введен в большей степени для соблюдения юридических норм. Если «Почта России» не успеет оформить посылку за это время, то это вовсе не затянет процедуру доставки. Она сможет оформить ее за тот срок, который ей необходим. Таможенники, в свою очередь, обещают не задерживать посылку более чем на день.
Интернет-шопинг станет неудобным
Но если дальнейшее развитие пойдет по сценарию «Почты России», в первую очередь пострадают любители интернет-шопинга, коих с каждым годом становится все больше. В месяц в Россию посредством EMS поступает около 100 тысяч отправлений. Основная их часть — посылки с товарами из интернет-магазинов. Около 30% посылок идет из Америки, 20% — из Китая, 10% — из Южной Кореи. Чуть меньшие объемы отправлений поступают из Японии, Израиля и Великобритании.
Россиянам уже приходилось нервничать из-за проблем с онлайн-покупками в начале 2010 года из-за выросшего объема почтовых отправлений. Тогда на почте образовался настоящий коллапс. Покупатели месяцами не могли дождаться своих посылок, а многим продавцам грозила блокировка аккаунта. Например, по правилам интернет-аукциона eBay продавец обязан доставить товар в течение 30 дней после оплаты, в противном случае ему больше не разрешат торговать. Во избежание недоразумений руководство eBay запретило россиянам участвовать в аукционе.
«Постоянные проблемы тормозят развитие интернет-бизнеса, — считает партнер консалтинговой компании Retail Training Group Елена Комкова. — Жители нашей страны часто бывают лишены возможности воспользоваться выгодными предложениями от зарубежных интернет-магазинов. Конечно, у нас есть выбор, мы можем привлечь курьерские службы, но это будет дороже. А на Западе национальные операторы не только предлагают услуги по доступным ценам, но и работают быстрее и качественнее».