В кино за едой
Чтобы хоть как-то развлечь жителей США, было принято решение наладить работу кинематографа, но проблема была в том, что люди просто не могли себе этого позволить. Поход в кинотеатр был праздником, мало кто мог купить билет. Многие кинотеатры вынуждены были закрыться, а студии начали терпеть убытки.
Тогда киноиндустрия пошла на крайне оригинальные меры. Чтобы заставить зрителей ходить в кино, администраторы уменьшили стоимость билета наполовину, а постоянные посетители могли посмотреть два фильма по цене одного. Такой маркетинговый ход действительно повысил спрос на дешевые кинокартины, и маленькие студии выжили, выдавая на-гора сотни километров второсортных кинолент.
Владельцы кинотеатров пошли дальше и начали привлекать зрителя с помощью разнообразных стимулов в виде дешевых призов и подарков. Во время акции "Вечер угощений" каждая женщина, купившая билет, получала бесплатный обед. Кассовые сборы, которые в 1933 году упали до 480 млн. долларов, к 1941 году увеличились почти в два раза - до 810 млн. долларов.
"Огни большого города"
Съемки фильма начались 31 декабря 1927 года и продолжались около трех лет. Работа над ним шла во время Великой депрессии. К тому времени звуковое кино существовало уже несколько лет, так что у Чарли Чаплина появилась возможность самому писать музыку для своих фильмов. Фильм был завершен 22 января 1931 года. А первый показ состоялся 30 января 1931 года в Лос-Анджелесе. По свидетельствам американцев, живших в то время, "Огни большого города" и вышедший в 1930 году "Кинг-Конг" буквально спасали от мрачной и суровой жизни без денег и работы. Пол Эндрюс, автослесарь из Нью-Йорка, лишившийся работы в 29-м году, писал в своих воспоминаниях: "Я ходил в кино почти каждый день. Утром выбирался из дома, шел искать работу, к обеду становилось понятно, что мои поиски бессмысленны, и вот тогда я шел в кинотеатр. Меня просто завораживало то, что происходило на экране. Я забывал о своих проблемах и неудачах, а идя потом домой, был полон радужных надежд на то, что завтра все получится. Кино просто спасло меня".
Мыльные оперы
Великая депрессия ударила по большинству производителей товаров народного потребления. Основные закупщики продукции начали урезать свои заказы, товары накапливались на складах. Компания Procter and Gamble нашла очень хорошее решение. Она начала коммерческое радиовещание. В 1933 году вышел первый радиосериал, который спонсировала P&G, под названием "Мамаша Перкинс". Женщины по всей Америке увлеклись рассказами о доброй вдове, а тем временем целью проекта была реклама мыла, упоминавшегося в радиопостановке настолько часто, насколько это было возможно, чтобы слушатели не потеряли нить сюжета.
Рекламная кампания оказалась настолько успешной, что P&G выпустила еще несколько подобных радиосериалов в поддержку других своих брендов. До 1939 года компания спродюсировала свыше 20 "мыльных опер". В 1940 году Procter and Gamble основала собственное подразделение по производству рекламной продукции такого характера.
Дешевле и лучше
Фирма - производитель акустических гитар Martin начала предлагать новые, более дешевые модели гитар, и они имели успех. Не последнюю роль в достижении этого успеха сыграла специфическая форма гитары - "дредноут": большой и глубокий корпус обеспечивал лучший резонанс и силу звучания.
Так технические усовершенствования и умеренные цены за хорошее качество инструментов обеспечили фирме Martin высокий уровень продаж даже во времена Великой депрессии.
Нет - пиву, да - мясу
В эти годы так же сильно не повезло пивоварам, чей напиток был нелегальным. Во время сухого закона 1920-1933 годов половина американских пивоварен закрылась, остальные ждали лучших времен. Но пивовары решили расширять ассортимент продукции. Они начали заниматься молочными продуктами, торговать мясом и осваивать сельское хозяйство. С разрешения правительства пивовары взялись за выпуск пива низкой крепости и безалкогольных напитков, например имбирного пива.
Спасибо тебе, депрессия
Великой депрессии в США можно сказать спасибо за рождение и развитие жанра мюзикла. Театр и кино были слишком дорогим удовольствием, кроме того, первый требовал умственного напряжения от своих зрителей. А людям хотелось отвлечься от повседневных проблем, не думать. Яркие краски, динамичная постановка, ненавязчивая драматургия служили для этого прекрасным инструментом.
В сложные 30-е годы музыканты и танцоры создали форму искусства, названную свингом, захлестнувшую страну благодаря своей позитивной энергии. Музыка тоже была веселой, ритмичный свинг и степ танцевали даже те, кого уже уволили с работы.
Очень популярными стали комедии, юмористические шоу. Реализм в кино отошел на второй план. Поэтому зрителям начали показывать сказки про Кинг-Конга. Появились фильмы про гангстеров, женщин легкого поведения - герои этих картин быстро и непринужденно богатели, находили выход из самых сложных и опасных ситуаций.
Мода в те времена также получила новое развитие. На смену показной роскоши пришла естественная элегантность, модели одежды стали универсальнее и практичнее.
Ключевые слова
Валерий Гарбузов, заместитель директора института США и Канады РАН:
- Большую роль во время Великой депрессии сыграла сама харизматическая фигура Франклина Рузвельта. Он создал собственную радиопередачу под названием "Беседы у камина", в которой простым и доступным языком рассказывал американскому народу, с какими проблемами сталкивается правительство и как их решают. Передача шла вечером, люди всей семьей собирались у радиоприемника. Народ чувствовал, что руководитель государства сопереживает им, поэтому установилось невиданное доверие к власти. Рональд Рейган последовал примеру Рузвельта в период кризиса на рубеже 70-80-х годов. Он тоже часто выступал с радиообращениями к народу и обладал возможностью говорить так, чтобы ему верили.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
- Расцвет Голливуда в 30-е годы произошел благодаря кризису. Он получил огромный госзаказ на съемку жизнеутверждающих фильмов и комедий. Весь технический персонал, и даже актеры и режиссеры, получали за свой труд оклад, определенный рамками общественных работ.
Любопытный пример уже из конца 90-х годов, правда, еще до Азиатского кризиса. Премьер-министр Малайзии Мохатхир Мохаммад, 22 года возглавлявший государство, сделал гениальный ход: он поднимал экономику страны лозунгом "Мы можем!". Правительству не потребовалось сложных механизмов пиара, народу оказалось достаточно простого и понятного лозунга. Единая национальная идея призвана была убедить малайзийцев, что они сами могут производить те товары, которые страна импортировала. Поэтому кризис 1997 года затронул их меньше всех в Азии.