Вчера китайская компания Beijing Automotive заявила о намерении вложить в немецкий автоконцерн Opel 600 млн. евро в обмен на 51% его акций. У Сбербанка и канадской Magna, таким образом, может появиться еще один конкурент в борьбе за обладание Opel, на покупку 51% акций которого рассчитывал консорциум. Китайцы также готовы инвестировать в китайское подразделение Opel 2,2 млрд. долларов. При этом завод в немецком городе Айзенах предлагается закрыть на 2010-2011 годы, применяя схемы частичной безработицы.
В GM поспешили заверить, что планы продажи Opel Сбербанку и Magna все еще в силе. Глава GM Europe Карл Петер Форстер 4 июля выразил надежду, что окончательное соглашение о продаже Opel консорциуму Magna и Сбербанка будет заключено к середине месяца. По его словам, осталось согласовать детали сделки.
Однако, похоже, полной уверенности в том, что немецкий автоконцерн достанется России, в правительстве и Сбербанке нет. Именно по-этому, считают эксперты, Путин неожиданно встретился с президентом Международной федерации профсоюзов металлургической промышленности, председателем правления германского профсоюза IG Metall (владеет 10% акций Opel) Бертольдом Хубером. Таким образом, полагают эксперты, Путин взял на себя обязанности лоббиста в этой сделке. Впрочем, обсуждение сделки с GM не вошло в официальный отчет о встрече.
"Всем понятно, что Путин решил повлиять на исход сделки, - считает аналитик "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов. - Это нормальная практика руководства многих стран". По его словам, важным участ-ником сделки является правительство Германии. "Если исход переговоров IG Metall с Путиным был успешным, проф-союзы могут дать немецким властям положительную рекомендацию", - сказал эксперт.
"Судьба Opel уже давно вышла за рамки только корпоративных интересов", - сказал Михаил Пак из "ИК "Капиталъ", комментируя встречу премьера с Хубером. По его мнению, шансы на победу Сбербанка пока остаются высокими.
История вопроса
Как продавали Opel
Согласно предварительной договоренности между General Motors (GM), Magna и Сбербанком России, GM сохранит за собой 35% акций компании, столько же достанется Сбербанку, 20% - Magna, остальные 10% - работникам Opel.
По заявлению немецких чиновников, новые владельцы инвестируют в Opel 700 млн. евро. Индустриальным парт-нером сделки выступает российская "Группа ГАЗ". Однако в конце прошлого месяца Сбербанку дали понять, что GM выставил новые условия сделки. На покупку автоконцерна также претендуют бельгийская компания RHJ International и китайская Beijing Automotive. "Сбербанк в процессе переговоров, - заявил его глава Герман Греф. - Новые условия должны быть такими, которые устраивают и банк, и Россию. Если это будет так, то в июле 2009 года может быть подписано соглашение, которое определяет условия сделки". По его словам, при оптимистичном исходе сделка может быть закрыта уже в сентябре.
Фокус "Труда"
Что такое IG Metall
IG Metall - крупнейший в Европе профсоюз, который объединяет рабочих металлургических и автомобилестроительных предприятий Германии. Профсоюз является крупным акционером немецкого автоконцерна Adam Opel GmbH - ему принадлежит более 10% акций компании. Этот пакет акций позволяет проф-союзу влиять на политику работодателя в интересах работников и профсоюзных организаций. Председатель IG Metall Бертольд Хубер также является президентом Международной федерации проф-союзов металлургической промышленности. Это одно из крупнейших профсоюзных объединений в мире, включающее организации из более чем 100 стран. В него входят также восемь российских профсоюзов.