Тему продовольственного кризиса поднял модератор пленарного заседания, глава Сбербанка Герман Греф. "Может ли мировой финансовый кризис стать спусковым механизмом для продовольственного кризиса?" - спросил он у участников сессии.
Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник признала, что такой сценарий исключить нельзя. "При финансовом кризисе снижается платежеспособность населения, потребляется меньше продуктов, фермеры начинают производить меньше продовольствия, - добавила она. - Получается замкнутый круг".
С мнением министра согласились почти половина участников заседания. Об этом свидетельствовали итоги интерактивного голосования. Лишь 13% отвергли наличие связи между финансовым и продовольственным кризисом.
Эксперты, опрошенные "Трудом", расходятся в оценках вероятности такого прогноза. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев не верит в возможность продовольственного кризиса в России. "В условиях девальвации рубля продовольственный бизнес является выгодным", - считает глава региона. Такой сценарий, считает Ткачев, возможен для Африки, но никак не для нас. А еще в середине мая глава Кубани заявлял, что озимые посевы региона сильно пострадали от заморозков и недобор урожая может составить до 2,5 млн. тонн зерна.
Ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Виктор Ефимов также придерживается точки зрения Елены Скрынник. "Финансовый кризис влияет не только на платежеспособность населения, но и на кредитоспособность банков, возможности инвестиционных вложений, и финансовые проблемы тут же отражаются на продовольственном рынке", - сказал он "Труду". Однако, по словам Ефимова, Россия со своими значительными земельными ресурсами может оказаться в выигрыше, но лишь при условии, что будут приняты эффективные антикризисные меры.
Прогнозы главы Минсельхоза также дают основания верить, что России удастся избежать продовольственной катастрофы. "Если рассматривать перспективу в 10-15 лет, то при введении в оборот новых земель и росте урожайности мы сможем повысить валовый сбор зерна до 135 млн. тонн в год", - сказала министр. По ее словам, в 2009 году Россия экспортирует около 20 млн. тонн зерна, однако при соблюдении ряда условий этот показатель можно увеличить до 40-50 млн. тонн.