Охвативший Китай автомобильный бум - прямое следствие "большого скачка" здешнего автопрома, на долю которого приходится 1,5 процента ВВП азиатского исполина. В прошлом году на предприятиях отрасли произведено 5,07 млн. автомобилей разных классов - на треть больше, чем в 2003 году. По прогнозам экспертов, в нынешнем году выпуск автомашин достигнет 5,64 млн. штук, в том числе порядка 2,64 млн. легковушек.
Большинство автомобилей выпускается на действующих в КНР совместных предприятиях: "Фольксваген" и "Дженерал моторс" обосновались в Шанхае, "Пежо" и "Хонда" собирают продукцию в Гуанчжоу, "Ниссан" и "Киа" наладили выпуск машин в Нанкине, "Хендай" и "Джип" создали сборочные производства в Пекине. Впрочем, лидерство по валовому выпуску машин удерживает первенец китайского автопрома - Первый автомобильный завод в Чанчуне на северо-востоке КНР, построенный в 1953 - 1956 гг. с помощью советских специалистов. Сегодня со здешних конвейеров серийными партиями съезжают китайские "ауди" и "тойоты", в то время как о нашем присутствии остались разве что воспоминания и фотографии в заводском музее...
Нынешний год стал для китайского автопрома переломным - в соответствии с требованиями ВТО аннулирован режим лицензий и другие ограничения на импорт автомашин из-за рубежа. Пошлины на иномарки снижены до 30, а к середине следующего года опустятся до 25 процентов. Неудивительно, что китайские автомобилестроители загодя начали готовиться к наплыву на местный рынок популярных зарубежных моделей - если в прошлом году отпускные цены на производимые в КНР модели снизились на 10 процентов, то за истекшие месяцы упали еще на 5 процентов.
Впрочем, вопреки ожиданиям объем продаж автомобилей в Китае не только не ускорился, а, напротив, даже замедлился - в ожидании дальнейшего удешевления потенциальные покупатели не спешат обзаводиться колесами. На этом фоне снижение пошлин на ввозимые из-за рубежа авто осталось практически незамеченным - иномарки не делают погоды на авторынке КНР, поскольку их удельный вес не превышает 4 процентов.
Так или иначе, но сегодня китайский автопром застыл на пороге кризиса сбыта - по оценкам аналитиков, предложение автомобилей превышает спрос как минимум на 30 процентов. Пока что не нашло своих владельцев еще более полумиллиона автомашин, произведенных в прошлом году. Охватившие китайский автомобильный рынок ценовые войны уже привели к вытеснению изрядной доли торговых посредников и создают непосредственную угрозу интересам производителей - дальнейшее снижение цен часть из них сделает убыточными. В КНР сегодня действуют 123 предприятия по выпуску автомашин, но только на двух из них годовая мощность производства превышает 500 тыс. единиц, а на 8 - 100 тыс. единиц. На 95 предприятиях выпускается не больше 10 тыс. машин в год, что ведет к ожесточенной конкуренции между этими небольшими заводами.
В то время как Пекин, Шанхай и многие другие города КНР с трудом справляются с автомобильными потоками и в буквальном смысле задыхаются от выхлопных газов, местные автозаводы лихорадочно ищут возможности расширения сбыта. Однако власти не спешат давить на тормоза и ставить палки в колеса разогнавшемуся автопрому - автомобилестроение в буквальном смысле слова кормит еще 38 смежных производств, а одно рабочее место на автозаводе создает как минимум 11 трудовых вакансий в других отраслях - без сомнения, главное достоинство в стране с избытком рабочих рук, по сравнению с которым меркнут все реальные и потенциальные издержки. В Госсовете (правительстве) КНР завершается разработка "Политики в области автомобилестроения" в целях обеспечения здорового развития этой отрасли на основе укрепления технического потенциала и ограничения автосборочных производств.