В метро открыли продажу масок, а волонтеры начали раздавать георгиевские ленточки. Не будем пускаться в рассуждения, что нужнее и почему одно за деньги, а другое — даром. Помнится, в прошлые годы бурю возмущения вызывали люди, привязывающие черно-оранжевую полоску к сумочкам, дверцам машин и даже к собачьим ошейникам. Но если теперь кто-то приладит ее к вышеупомянутому средству индивидуальной защиты, это действие вполне может быть оправдано: примета времени! Оно же, время, диктует повестку дня телевизионного эфира.
Кругом все только и талдычат о необходимости послабления карантинных запретов. А одними из первых почувствовали смену настроения ведущие развлекательных ток-шоу. Целый месяц в их студиях гости говорили исключительно о пандемии. Поводом для обсуждения служили заразившиеся звезды разного калибра. Вспомним, к примеру, названия выпусков первой половины апреля программы «Пусть говорят». «Стас Михайлов: коронавирус — это страшно», «Новые пациенты: Васильев, Буланова, Дятел»... Но сдувающиеся цифры рейтинга дали ясно понять, что народ устал от вирусологов и эпидемиологов с их прогнозами, как караул матроса-партизана Железняка от речей депутатов. Оргвыводы не заставили себя долго ждать. И вот какими оказались заголовки последних двух недель: «Бывшие жены Марата Башарова: за и против мужа», «У королевы эпатажа отнимают ребенка», «Найден свидетель по делу «новой Шурыгиной»... Все это звучит настолько в духе мирного прошлого, что хочется воскликнуть: «А жизнь-то налаживается!»
Особенно впечатлил финальный титр: «Ждем ваших историй на тему: я внебрачный ребенок знаменитости». Тут напрашивается нехорошая мыслишка. Наверное, большинство незаконнорожденных детей артистов, которые сочли возможным рассказать о себе на всю страну, уже сделали это. А тех, кто не захотел выставлять частную жизнь напоказ, вряд ли возбудит этот призыв. Неужели продюсеры шоу рассчитывают на то, что бастарды, прежде не желавшие «светиться», в связи с эпидемией попали в трудную ситуацию и ложной гордости предпочтут сребреники щедрого ТВ?..
Но не только ток-шоу отошли от темы пандемии — весь федеральный эфир в целом. Что с учетом завтрашнего праздника вполне понятно. Давно сложилась традиция, в соответствии с которой ведущие каналы дней за десять до 9 Мая включают «военку». То есть показывают старые советские фильмы о Великой Отечественной, свежие российские, а также множество сериальных новинок. Подробно разбирать премьеры нынешнего года не имеет смысла. В очередной раз вспоминается диалог поэта Бездомного и Мастера: » - А вам что же, мои стихи не нравятся?" — с любопытством спросил Иван. — «Ужасно не нравятся». — «А вы какие читали?» — «Никаких я ваших стихов не читал!» — нервно воскликнул посетитель. — «А как же вы говорите?» — «Ну, что ж тут такого», — ответил гость, — как будто я других не читал?" Увы, большинство наших сериалов на данную тему крайне слабы, неправдоподобны и похожи друг на друга.
Качество диктует сам процесс их создания. Большинство небогатых кинокомпаний считают своим долгом запустить хотя бы один проект в год, связанный с войной, поскольку вероятность получить под него господдержку весьма высока. Достоинства сценария и способы его реализации не имеют большого значения. Главное — важность тематики! Каналы же, пусть и не из первой тройки, формируя праздничную программу передач, по-любому купят товар. Но чтобы совсем уж угодить и чиновникам, и телевизионному начальству, необходимо соблюсти ряд правил.
Первым делом нужно дотошное следование «краткому курсу истории ВОВ». Его сформировала идеология последних десятилетий, а суть емко выразил бывший глава Минкультуры Мединский, заявивший о важности и неприкосновенности мифов в историографии. Отсюда и появляются герои, глядя на подвиги которых, на то как они, подобно Рэмбо, в одиночку уничтожают сотни фашистов, молодые зрители никак не могут понять, почему же война была такой долгой. Телевизионщикам же нужен рейтинг, а следовательно, зрелищность и лихо закрученная интрига. Ради их достижения на правдоподобии изначально ставится крест. И вот свежие примеры.
Так, «Первый» показал «Джульбарса» — сериал о пограничниках и их служебных собаках, отдавших свои жизни в первые месяцы войны. Здесь уже с начальных сцен поражает один только внешний вид главных героев. Небритые, небрежно и не по уставу одетые (это еще до начала боевых действий), они, конечно, выглядят брутально. Эдакие «крепкие орешки». Но на минуточку! Это же войска НКВД, отличавшиеся образцовым порядком! Перечислять же нелепости сюжета, все ляпы и вовсе бессмысленно — места не хватит.
Очень любят создатели сериалов протащить в свое детище такую мощную любовную линию, что порой сомневаешься: это военный фильм или мелодрама? В том же «Джульбарсе» страсти кипят нешуточные, прямо как в какой-нибудь мексиканской драме. В изрядном количестве присутствуют они и в «Черном море», показанном «Россией». Здесь действие происходит в 44-м, накануне освобождения Крыма. Это довольно дорогой проект, со множеством старой техники и локаций для съемок. Но и тут видно стремление сделать что-то подобное голливудскому боевику с его набором штампов...
В течение праздничных дней будут показаны и другие премьеры. Может, будет что-то «про правду»? Ну а пока остается лишь выразить сожаление, что парада не будет. Там-то точно все настоящее.