Более 200 картин великих мастеров из коллекций Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина и других российских музеев арестованы на финской таможне. Они следовали домой из Италии, куда были отправлены осенью прошлого года для участия в двух масштабных выставочных проектах. Увы, опасения насчет того, что возвращение отечественных сокровищ из зарубежных выставок не будет легким, оправдываются.
С началом военной операции на Украине организаторы выставок в Италии при поддержке национального Министерства культуры оперативно их свернули, чтобы вернуть полотна российской стороне, предварительно согласовав с ней сроки и маршрут. «Труд» рассказывал об этом 01.04.2022. Уже тогда было тревожно за судьбу мировых шедевров: из-за антироссийских санкций усложнились логистика, страхование перевозки. Как бы не стали Тициан, Мане, Писарро, Ван Гог и другие живописцы, писали мы, заложниками политики!
В Эрмитаже тогда корреспонденту «Труда» заявили устами представительницы пресс-службы: волноваться не о чем, картины уже в пути, не сегодня-завтра вернутся в свои музеи. Но в понедельник, 4 апреля, стало известно об их аресте на финско-российской границе. Бесценный груз транспортировали в трех фургонах российские водители. При его проверке таможенники Суоми заявили, что картины попадают под санкции ЕС (мастера кисти от изумления в гробу переворачиваются!), после чего перегнали фургоны в Хельсинки, а водителей увезли на допрос.
Случившееся подтвердил спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой:
— Действительно, в связи с последними санкциями, введенными Евросоюзом, возникла задержка музейных коллекций. Этим уже занимаются наши сотрудники зарубежных учреждений, Министерство культуры, директора музеев. Идет планомерная работа, делается все для того, чтобы эти произведения вернулись в Россию.
При этом господин Швыдкой почему-то не упомянул о решении Государственного Эрмитажа не отзывать сейчас с выставок в Милане и Риме экспонаты, находившиеся там с осени 2021-го. Именно по причине возможных проблем с безопасностью и логистикой. Соответствующий документ был обнародован еще 16 марта. К тому времени уже было понятно, что из-за закрытия прямого авиасообщения между Россией и европейскими странами нашим музейным кураторам, которые обычно контролируют вывоз экспонатов, будет едва ли возможно добраться до Апеннин. А как в данной ситуации без контроля? Но на том берегу, видимо, понадеялись на удачу, отправляя картины в дальний путь.
Узнать подробности о судьбе арестованных в Финляндии коллекций я пыталась в Эрмитаже. Однако после долгих переадресаций (мне даже рекомендовали посмотреть соцсети!) не назвавшая себя сотрудница пресс-службы ответила: «Комментариев не даем». Неужели этот посыл исходит от Михаила Пиотровского, который, по моему многолетнему опыту, с уважением относится к работе журналистов?
Признаюсь, когда стало известно о задержке фургонов с картинами на границе, первая мысль была — не те ли, что выставлялись в Париже? Тем более именно такую информацию распространили ряд наших и зарубежных СМИ. Однако путаница быстро разъяснилась: шедевры из коллекции братьев Морозовых с выставки «Иконы современного искусства», гарантию сохранности которой давал президенту Владимиру Путину инициатор проекта, глава фонда Louis Vuitton Бернар Арно, по-прежнему находятся во французской столице. Выставка закрылась 3 апреля, экспонаты начали готовить к отправке домой, но приостановили этот процесс, узнав об инциденте в Финляндии. С 5 апреля все решения по возвращению коллекции на родину принимает уже французское правительство.
Тем временем в Лондоне продолжается и пользуется большим интересом публики выставка знаменитого на весь мир российского ювелира Карла Фаберже: 13 экспонатов, включая уникальное яйцо, подаренное Эрмитажу в начале 2000-х президентом России. И это далеко не единственная из зарубежных выставок, на которых представлены российские музейные сокровища. Так что коллизии, подобные нынешней, нам еще, вероятно, предстоит пережить неоднократно.