
Новосибирский театр оперы и балета оказался на днях в топе новостей благодаря не яркой премьере, а решению отменить запланированное на июнь выступление на своей сцене Анны Нетребко. Так в здешнем оперном хозяйстве отреагировали на высказывание певицы в одной из социальных сетей, связанное с военной ситуацией на Украине. «Предательницей» заклеймили Анну и отдельные политические деятели РФ.
Остается лишь гадать, зачем дирекция крупнейшего музыкального театра Сибири решила последовать недостойному примеру поведения некоторых западных коллег, делящих артистов на «правильных» и «неправильных», подвергая вторых остракизму вне зависимости от их заслуг перед искусством и обществом. И тем более непонятно, к чему такое проявление «маккартизма» относительно своих же соотечественников, составляющих гордость национальной культуры. Кстати, Министерство культуры России, очевидно, понимая сложность ситуации, не стало комментировать ни слова певицы, ни поступок Новосибирского театра. Ведь нельзя строить стратегию на основе сиюминутных заявлений, коих сегодня в горячке событий со всех сторон делается великое множество.
Наоборот, теперь, быть может, как никогда важно, чтобы наши артисты продолжали выступать по всему миру — включая, конечно, и Россию. Культурная дипломатия — мощная сила. Выход российских исполнителей на легендарные сцены планеты — это и напоминание о том, что наша страна богата не только полезными ископаемыми и ядерными боеголовками, но и талантами, которые делают мир красивее и лучше. Никто не выиграет от того, что музыка Чайковского или Мусоргского окажется под запретом, а наши выдающиеся музыканты — безработными.
Кстати, стоит помнить, что, к примеру, Анна Нетребко является одним из самых щедрых благотворителей среди оперных исполнителей. Она поддержала в трудный час коллег из «Донбасс-оперы», постоянно помогает Национальному медицинскому исследовательскому центру детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера — и это далеко не полный перечень ее добрых дел.
Кроме того, нельзя забывать, что век оперного певца короток — почти как у спортсмена. А теперь, вдобавок к ограничениям, наложенным природой, некоторые наши музыканты из сонма самых заметных, как та же Анна, стали еще и жертвами политизированной риторики, получив своего рода «запрет на профессию» на Западе. Зачем же России зеркалить подобную истерию? Ведь даже нью-йоркский «Метрополитен-опера», несмотря на все произносимые его руководством (очевидно, под внешним давлением) громкие слова, на деле старается поступать иначе.
Да и Питер Гелб, директор «Метрополитен-опера», на днях так уточнил отношение к российским артистам, имеющим контракты с его театром: «Большинство певцов из России не занимали никакой публичной политической позиции. Их личные взгляды принадлежат им. Они могут держать их в секрете. Мы не просим их заполнять какие-либо анкеты или делать заявления о лояльности Западу. Думаю, это уместно».
В эти дни в театре с огромным успехом дают «Евгения Онегина» Чайковского в интернациональном составе солистов с участием российских певцов (заглавную партию исполняет солист Большого театра Игорь Головатенко, а за дирижерским пультом — американец Джеймс Гаффиган). Десятки российских певцов продолжают выступать в театрах Италии, Германии, Швейцарии, других европейских стран.
Ну и, конечно, наши театры и концертные залы с нетерпением ждут как возвращения домой отечественных артистов, так и иностранных исполнителей, чьи выступления были давно запланированы. Показательно: ни Большой, ни Мариинский театр, не в пример своим новосибирским коллегам, не стали отменять ожидаемые выступления Анны Нетребко. Выдающийся дирижер Валерий Гергиев, часть зарубежных контрактов которого была дезавуирована, по себе знает, насколько бессмыслен подобный бойкот тех, кто своим служением искусству объединяет страны и народы.