Александр Князев, директор бишкекского филиала института стран СНГ, доктор исторических наук, профессор, действительный член Русского географического общества
Естественный характер произошедшей революции объясняет эффективность, с которой действовала оппозиция. Временное правительство чувствует себя уверенно, однако определенности в развитии ситуации пока нет. Все может закончиться как мирным восстановлением власти, так и гражданской войной.
Волна народного недовольства, вылившаяся в революцию, связана с несколькими факторами.
Немаловажно и своеобразное «признание» со стороны России — Розе Отунбаевой уже позвонил Владимир Путин. Хотя новых киргизских лидеров трудно упрекнуть в пророссийских настроениях, но они понимают, что полбюджета Киргизии зависит от России и это касается напрямую практически каждой семьи.
Усредненный сценарий дальнейших событий будет выглядеть следующим образом. Временное правительство чувствует себя довольно уверенно. В течение нескольких дней оно сможет справиться с огромной массой людей, которые сейчас находятся на улице, навести порядок, избавиться от проявлений мародерства. Они очень твердо контролируют большую часть севера страны и определенную часть юга. Многое будет зависеть от поведения президента Бакиева. Сейчас появляются очень противоречивые сведения о нем: говорят даже, что он готовит вооруженное сопротивление — вплоть до использования бронетехники.
Надо заметить, что территория страны фактически разделена надвое горным хребтом, и для массированного использования техники и войск условий попросту нет. Силовой вариант, как мне кажется, маловероятен, да и Бакиева, скорее всего, в стране нет.
Самым оптимистичным прогнозом было бы появление сильного политика изнутри, который смог бы взять ситуацию в свои руки. В самом худшем варианте может начаться гражданская война. Серьезных предпосылок для этого пока нет, однако из своих источников я знаю, что в городе Токмак в 60 км от Бишкека идет настоящая резня. Жертвами становятся корейцы и дунгане —
Пока нет информации о том, что для контроля ситуации в Киргизию прибудут международные миротворческие силы. Однако это было бы очень хорошо. Милиции на улицах нет, за сегодняшний день я видел только один автобус ОМОНа, но бойцы, на мой взгляд, старались не высовываться наружу. Ситуация очень тяжелая.