Если отставка будет принята, то новые выборы должны назначить на начало июля, то есть через три месяца после того, как Акаев подал прошение, подлинность которого и дата - 5 апреля - были подтверждены московским нотариусом. Вся эта необычная процедура вызвала ожесточенные споры. Часть депутатов предлагает голосовать не за отставку, а за импичмент, что предусматривает лишение гарантий безопасности, неприкосновенности, всех привилегий, полагающихся экс-главе государства, а также возможность привлечения его к уголовной ответственности. В разгар дискуссии многие наблюдатели склонялись к мысли, что сторонников импичмента - большинство.
Однако только голосование покажет, сколько сторонников и противников у бывшего президента Киргизии. Дискуссий по вопросу о выборах не предвидится, ибо законодательством четко оговорены их сроки.
Выдвигать кандидатов на освободившийся пост главы республики можно сразу после назначения даты выборов, но фактически это уже произошло. Заканчивается эта процедура по закону за сорок пять календарных дней до досрочных или за шестьдесят до очередных выборов. Вчера насчитывалось уже восемь претендентов. Естественно, возглавляет список исполняющий обязанности главы республики Курманбек Бакиев, за ним следует еще один южанин - спикер парламента Умербек Текебаев. Вновь заявил о своих амбициях уже выдвигавшийся на этот пост (тоже южанин) омбудсмен Турсунбай Бакир уулу. Затем следуют северяне - бывший глава МВД Темирбек Акматалиев, предприниматели Нурбек Турдикулов и Алмаз Атамбаев. И, наконец, еще один, наиболее вероятный после Курманбека Бакиева лидер фактически начавшейся президентской гонки - северянин Феликс Кулов. В среду коллегия Верховного суда отменила решение Военного суда, который осудил его за должностные преступления, якобы совершенные на посту министра национальной безопасности. Вчера защита надеялась, что будет отменен и второй приговор - Первомайского районного суда Бишкека (Кулов обвинялся в растратах, совершенных якобы в бытность мэром столицы). Однако из-за неявки по неизвестной причине представителей мэрии, выступавшей истцом, заседание отложили до понедельника.
Генерал-лейтенант Феликс Кулов заявил, что не держит зла на служителей Фемиды, несправедливо осудивших его, ибо они действовали под грубым и неприкрытым нажимом администрации президента. И к Акаеву, сказал он, испытывает не ненависть, а жалость. "Лежачих я не бью", - заметил Кулов.
Сегодня тут почти никто не сомневается, что он был политзаключенным. О том, что дело на него сфабриковано, причем довольно топорно, говорит тот факт, что выйти на свободу после двух приговоров он должен был в ноябре 2005 года, или ровно через месяц после завершения президентских выборов. А в немилость генерал попал в 2000 году, когда, будучи мэром Бишкека, организовал партию "Ар-Намыс" ("Достоинство") и заявил, что не исключает выдвижения своей кандидатуры на следующих президентских выборах. После этого он был снят со всех постов и арестован прямо в палате кардиологической клиники. Непонятно только, зачем Акаеву нужно было устранять его с политической арены, если сам он не планировал переписывать конституцию и баллотироваться на очередной срок...