В Советском Союзе в лучшие времена снималось около 150 фильмов в год. Интересно, сколько раз можно обмотать вокруг экватора те тысячи километров пленки, что пошли на кинокартины, созданные на многочисленных студиях страны? Из этой бесконечности в золотой фонд вошло около сотни. Еще меньше можно считать национальным достоянием. Зато оно, достояние, — краеугольный камень в программной политике современного российского телевидения.
Любимые ленты мы знаем наизусть. Не каждый наш человек сможет перевести фразу to be or not to be, но любому бывшему двоечнику понятно, что означает «бамбарбия киргуду». Зная народную страсть к комедиям Гайдая, Данелии и Рязанова, к мелодрамам Меньшова и мюзиклам Захарова, ТВ эксплуатирует ее на полную катушку. Все праздничные эфиры всегда напичканы знаменитыми лентами, эпизоды из них обыгрываются в КВН и всевозможных развлекательных шоу. В «Останкино» уверены, что товарищи Сухов и Саахов не подведут. И разве не этими соображениями руководствовался Первый канал, запустивший одновременно два проекта, эксплуатирующих все то же старое кино?..
В воскресенье в вечерний прайм-тайм состоялась премьера шоу «Главная роль». Не вдаваясь в подробности, констатируем: это примерно то же самое, что «Один в один!». Только участникам здесь надо быть похожими не на известных певцов, а на киногероев. Они разыгрывают какие-то ключевые эпизоды, пытаясь внешне и по темпераменту походить на исполнителей, сыгравших в оригинале. Конкурсанты — люди известные, но с актерской профессией напрямую не связанные. Так, Дмитрий Дибров — вслед за Владимиром Этушем — просил: «Шляпу сними!», Наталья Подольская изображала Александру Захарову в «Формуле любви», а Яна Чурикова — Алису Фрейндлих в «Служебном романе»...
Все происходящее на экране вызывало чувство неловкости. Вероятно, сами того не желая, авторы постарались донести до зрителя простую мысль: «Посмотрите, какое сельпо получилось бы, если б легендарные ленты снимали не великие мастера, а подвизавшиеся на этом проекте начинающие режиссеры, если б роли исполняли не асы, а дилетанты!»
Впрочем, справедливости ради отметим два обстоятельства. Когда зрителю демонстрировался очередной эпизод, камера крупным планом выхватывала лица сыгравших в них конкурсантов. И на них явно читалось выражение стыда. Ну или как минимум недовольства собой. Строги оказались и члены жюри — Елена Яковлева, Дмитрий Астрахан, Александр Михайлов и в особенности Мария Шукшина, которые отнюдь не выражали восторга, подобно судьям из шоу «Один в один!»: «Ах, как было похоже! Ты тронула меня до слез!» Нет, довольно аккуратно, но бескомпромиссно они объясняли, почему у Юрского Бендер получился, а у Ягудина нет. И чем Людмила Прокофьевна Чуриковой и в подметки не годится «мымре» в исполнении Алисы Фрейндлих...
Это было в воскресенье. А с понедельника на «Первом» пошла дневная программа «Наши люди». В центре каждого выпуска — опять-таки культовый фильм, но разговор у Юлии Меньшовой идет не столько о нем, сколько о времени, когда тот был создан. Поэтому среди ее гостей есть и причастные к созданию картины, и те, кому есть что вспомнить, историки моды, социологи. Фильм «Розыгрыш» стал поводом поговорить о советской школе, о культовом статусе ВИА, о белых фартуках девочек и брюках-клеш мальчиков, о перьевых ручках и промокашках. А картина «Мама вышла замуж» заставила вспомнить, как в конце 60-х общество относилось к поздним бракам, о дефиците, страсти простых советских тружеников к хрусталю и коврам, а также о том, почему мужчины повально носили майки-алкоголички.
Очень все трогательно, как и в любой программе, ностальгирующей по прошлому, когда даже бытовые неудобства воспринимаются с умильной улыбкой. «Наши люди» сопровождаются кадрами старой хроники, из которой мы можем, в частности, узнать, что в 1969-м, когда фильм «Мама вышла замуж» появился на экране, в США выпустили первые видеомагнитофоны, а в Стране Советов — туалетную бумагу...
Вот только оригинального в этом проекте тоже ничего нет. Ностальгические путешествия в былое — любимый жанр нашего ТВ. Примеры можно приводить очень долго, взять ту же «Старую квартиру» с Григорием Гурвичем...
И последнее. Конечно, выпуская «Наших людей», канал исходил именно из рейтинговости советских шедевров. Но уж больно они пришлись кстати в связи с процессом реабилитации образа СССР, инициируемого на самом высоком уровне. Случайно ли? Может быть, может быть.
Что же касается киноклассики, то не надо за нее, любезную, болеть. Она, как наш народ, вынесет все.