Премьер-министр России 6 февраля освободил от должности руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля. Причиной беспрецедентного решения стало публичное выступление чиновника, несогласного с законопроектом об обороте лекарственных средств.
Чем провинился Юргель
Чиновников высокого ранга в России еще никогда не увольняли за небольшое интервью
Глава Института прикладной политики Ольга Крыштановская отмечает, что это едва ли не первое за все время нахождения Путина у власти столь быстрое и жесткое кадровое решение. «Это несвойственно для него», — отметила она.
Свое несогласие с законом чиновник выразил в интервью деловой газете "Взгляд", опубликованном 4 февраля. «Законопроект Минздрава — это шаг назад, — заявил чиновник. — Любая монополизация ведет к коррупции. Документ требует очень серьезной доработки, мы готовим поправки». Согласно статье 17 закона о госслужбе госслужащим запрещены публичные высказывания и оценки в отношении госорганов, их руководителей и принимаемых ими решений. Статья 33 того же закона предусматривает за нарушение этого правила увольнение чиновника.
Чем плох закон
Законопроект «Об обращении лекарственных средств», ставший причиной увольнения главы Росздравнадзора, с самого начала вызвал неоднозначную реакцию в отрасли. Критика в адрес разработчиков достигла апогея в конце минувшей недели на заседании координационного совета при президиуме генсовета «Единой России» в Госдуме.
Представители фарминдустрии попросили депутатов не торопиться с принятием закона (пока он одобрен в первом чтении), считая, что он спровоцирует рост цен на лекарства для потребителей и финансовые потери для бизнеса. После совещания Юргель заявил, что разделяет эти опасения, а уже на следующий день он был вызван в Минздравсоцразвития, «где его сильно
Одна из главных претензий Всероссийского союза пациентов, по словам его сопредседателя Александра Саверского, заключается в том, что в документе не прописана система льготного обеспечения. Если верить закону, отметил он, то все препараты станут платными.
По мнению участников рынка, рост цен на лекарства неизбежен, поскольку по закону за регистрацию одного препарата производитель будет отдавать не менее 670 тысяч рублей. «Это отразится на розничной стоимости медикаментов, — пояснил „Труду“ исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков. — А импортные новейшие разработки будут появляться в России на 10 лет позже остального мира».
Недовольство Юргеля не мог не вызвать и тот факт, что в случае принятия законопроекта одна из основных функций Росздравнадзора — регистрация и лицензирование лекарств — перешла бы к новому ведомству. По некоторым данным, его может возглавить нынешний замглавы департамента развития фармрынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития Марат Сакаев. Кто теперь возглавит Росздравнадзор, пока неясно. Исполнять обязанности руководителя до его официального назначения, скорее всего, будет заместитель Юргеля Елена Тельнова.
Что сказал Николай Юргель
«Закон не расставляет барьеров для коррупции»
— Позиция Росздравнадзора в отношении законопроекта «Об обращении лекарственных средств» уже известна и неоднократно нами озвучивалась. Опасения, которые выражают представители фармотрасли в отношении нового закона, не преувеличены. Законодателям необходимо прислушаться к высказанным замечаниям. Да, закон необходим, и есть политическая воля для его принятия. Но инфраструктурно документ требует очень серьезной доработки.
Любая монополизация ведет к коррупции. Соответственно, на этот счет в законе необходимо расставить барьеры, препятствующие ее проявлениям. Демонтировать систему контроля в фармацевтике было бы неправильно. Это был бы шаг назад, который не позволит совершить прыжок вперед для развития российской фармотрасли.
Фокус «Труда»
Кого наказывают за публичную критику?
Помимо чиновников всех мастей критиковать начальство и свою организацию запрещено профессиональным спортсменам, судьям, сотрудникам госкорпораций и просто крупных компаний.
У спортсменов и клерков крупных компаний запрет на публичную критику прописан в контрактах. Нарушение этого пункта карается лишением премий и бонусов, а порой даже увольнением с работы. Так, футболиста испанской «Валенсии» Роберто Айалу оштрафовали на трехмесячную зарплату и отстранили от игр на полтора месяца за критические отзывы в прессе в адрес тренера и владельцев клуба.
В нашей стране за аналогичные нарушения были отправлены в отставку двое судей Конституционного суда.