В Пензе прошел фестиваль «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина. Сегодня это имя не на слуху. А ведь Мозжухин был лучшим русским актером во времена немого кино. Сначала прославился в России, где за 10 лет сыграл около 70 ролей, в том числе в таких эталонных экранизациях классики, как «Бесы», «Пиковая дама», «Отец Сергий». Потом покорил родину кино Францию, куда эмигрировал после революции. Его карьеру погубил приход в кино звука. Русский акцент не позволил актеру блистать на европейских экранах. А в сталинскую Россию он возвращаться не хотел.
В советское время имя эмигранта Мозжухина находилось под негласным запретом. Сегодня актер на правах национального гения вернулся в Россию. Особенно чтят его на Пензенской земле, где прошло становление его таланта. На родине Ивана Ильича, в раздольном селе Кондоль, работает музей, посвященный актеру и его брату, талантливому оперному певцу Александру Мозжухину. А в самой Пензе вот уже в 11-й раз прошел кинофестиваль «Мужская роль», освященный именем «короля экрана».
Шесть лет назад я был гостем пятого по счету фестиваля, который проходил тогда в небольших полутемных залах. Нынче основной площадкой стал новый киноконцертный зал «Пенза» на 1600 мест (а это больше, чем вмещает главный зал московского кинотеатра «Октябрь»). Здесь, в частности, проходила церемония открытия феста. Настроение у народа было праздничное, в фойе играл оркестр, а огромный зал вместе с балконом оказались забиты под завязку.
Фильмом открытия стала «История одного назначения» Авдотьи Смирновой. Непростое историческое полотно про попытку молодого Льва Толстого спасти приговоренного к смертной казни рядового солдата смотрели не шелохнувшись. Зрительское паломничество сопровождало впоследствии показы всех фильмов. Тем более что они либо вовсе не были в пензенском прокате, либо проскользнули по экрану неразличимыми тенями в утреннее время. Вход на все фестивальные сеансы по традиции был бесплатным. Приглашения на показы, которые можно было получить загодя, разлетелись за два часа как горячие пирожки.
Особый восторг любителей кино вызвал приезд в Пензу легендарного актера Юрия Назарова, на счету которого более 250 экранных ролей. В том числе в таких шедеврах, как «Андрей Рублев», «Зеркало», «Горячий снег», «Маленькая Вера». Актер, перешагнувший 80-летний рубеж, оказался легок на подъем. Он съездил в город Белинский (бывший Чембар), где похоронен его дед, а в Пензе выступил с концертом. Читал стихи, пел под гитару, а в финале получил от оргкомитета фестиваля приз «Король экрана» за выдающийся вклад в российское актерское искусство. Ранее этой наградой в Пензе были отмечены Анатолий Кузнецов, Александр Михайлов, Роман Мадянов, Анатолий Белый...
Впервые в этом году на фестивале работало профессиональное жюри в составе народного артиста РФ Евгения Редько, кинорежиссера Ларисы Садиловой и автора этих строк. Непросто было судить фильмы, в которых снимались выдающиеся мастера экрана — такие, к примеру, как Алексей Гуськов и Тимофей Трибунцев («Вечная жизнь Александра Христофорова»), Андрей Мерзликин («Облепиховое лето»), Владимир Мишуков («Слоны могут играть в футбол»). Но в итоге наших дискуссий призовой пасьянс разложился следующим образом.
Народный артист России Евгений Редько возглавил на фестивале жюри
Приз в номинации «Надежда кино» мы присудили молодому актеру Филиппу Гуревичу за пронзительно сыгранную роль писаря Шабунина в уже упоминавшейся «Истории одного назначения». Спецприз жюри за лучший актерский дуэт достался Даниэлю Ольбрыхскому и Алексею Серебрякову из фильма «Ван Гоги», который выйдет на экраны страны в следующем году. Наконец, приз за лучшую мужскую роль присужден Евгению Цыганову, сыгравшему егеря Коршунова в фильме «Человек, который удивил всех».
Не скажу за всех, но лично меня приятно удивил не только этот фильм, уже отмеченный в Венеции и Онфлере, не только Евгений Цыганов, чью актерскую работу я считаю выдающейся, но и фестиваль «Мужская роль». У него крохотный, неразличимый бюджет и скромные амбиции. Но интеллигенция полумиллионной Пензы буквально молится на организатора фестиваля, местного киноведа Светлану Старостину, которая, считай, на одном энтузиазме показывает в городе содержательное, умное авторское кино с россыпью блистательных актерских работ. Достойных памяти великого Ивана Мозжухина.
Это ли не пример?