Позорное решение премьер-министра Канады Стивена Харпера, негласно распорядившегося не давать виз для посещения Торонто, где проходил 65-й Международный астронавтический конгресс, заранее приглашенным ключевым членам делегаций из России и Китая, вызвало возмущение даже в канадской прессе. Как сотрудничать в космосе, если на Земле возводится железный занавес?
Невъездными сделали главу Роскосмоса Олега Остапенко, мирового рекордсмена по пребыванию на орбите (803 дня) космонавта Сергея Крикалева, гендиректора ЦНИИМАШа Александра Мильковского и других видных специалистов. В работе астронавтического форума приняли участие 3 тысячи делегатов из космических агентств, промышленных компаний, научно-исследовательских центров 70 стран, в том числе Южной Африки и Мексики. А перед представителями таких космических супердержав, как Россия и Китай, двери демонстративно захлопнули.
Хотя даже в прежние годы холодной войны, несмотря на жесткое противостояние СССР и США, в работе подобных международных научных форумов наши ученые, специалисты всегда принимали активное участие, выступали с докладами. А уж сегодня... Как, к примеру, можно обсуждать будущее Международной орбитальной станции без участия России? Пустая трата времени...
Это было понятно многим делегатам и журналистам. И они не молчали. «Как вы хотите добиться успеха в обсуждении глобального космического сотрудничества без участия представителей России и Китая?» — спросили экс-президента Международной федерации астронавтики Берндта Фойербахера. «Это не наше решение», — ответил он. И извинился за организаторов. Глава Канадского космического агентства Уолтер Натынчик тоже был явно расстроен: «Я узнал о проблеме всего за 48 часов до начала конгресса. Канадское космическое агентство аполитично...»
На сайте газеты Glob and Mail я прочитал более 100 откликов, причем абсолютное большинство комментариев — резко негативные по отношению к канадским властям. Вот некоторые высказывания. «Judith: Отвратительный поступок нашего неумелого правительства. Оно тянет нас (и весь мир) назад. Мстительная, мелочная манера поведения...»
«Canada 1: Правительство Харпера до сих пор живет в 1950-х, в разгар холодной войны. Эти люди наносят непоправимый ущерб Канаде. Время избавляться от этих сумасшедших». «Walt Palmer: Каждый канадский астронавт, посещающий МКС, летит туда на российском корабле. Мы что, собираемся закрыть эти полеты? Все это напоминает известное: тупой, еще тупее». «CPG: Это непристойные действия нашего правительства. В следующую избирательную кампанию мы избавимся от Харпера. Попытки задушить открытое обсуждение со всеми заинтересованными сторонами — это оскорбление любого разумного канадца». «Tom Z: Канадцы избирают руководителя, чтобы он строил мосты, содействовал миру. Харпер сжигает мосты. Это соответствует не канадским интересам, а только интересам США».
Подобных резких оценок очень много. Конечно же, встречаются на сайте и злобно-антироссийские высказывания, но все-таки гневных упреков в адрес премьер-министра гораздо больше.
Слово эксперту
Борис Бальмонт, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии
— Это не просто опасный рецидив холодной войны, но и удар по совместным международным космическим программам. Скажу так: разрушать — не строить, здесь большого ума не надо. Но все это очень недальновидно, противоречит здравому смыслу и интересам самой Канады. Впору напомнить: именно благодаря сотрудничеству наших стран канадский астронавт Крис Хэдфилд летал и на российскую станцию «Мир» в 1995-м и был командиром на МКС, где отработал 145 суток. Канадский астронавт Роберт Терск более полугода провел на МКС, можно назвать и других канадцев, участвовавших в международных программах в тесном сотрудничестве с Роскосмосом. Совместная деятельность за пределами Земли, где пока нет границ, очень важна со всех точек зрения. Я помню, как в советские годы СССР и США медленно, с огромным трудом, пытались найти пути сближения в космической сфере. У этой идеи было много противников по обе стороны океана. И мне доводилось слышать в ЦК КПСС: «Ну зачем нам совместный проект с Америкой, главным противником?» Но здравый смысл одержал верх, поскольку очевидно всем: освоение космоса в одиночку невозможно.
Еще в 1962-м было заключено первое соглашение с НАСА о сотрудничестве. В 1966-м — с Францией. А летом 1975-го был осуществлен казавшийся невозможным совместный полет кораблей «Союз» и «Аполлон». Американцам тогда мы открыли многие наши секреты. В 70-80-е годы к участию в международных проектах Советский Союз привлек 28 государств. А в январе 1998-го было подписано соглашение о Международной космической станции между Россией, США, Канадой, Японией и странами — членами ЕКА...
Пройден огромный путь. Потребовались усилия ученых, политиков, космонавтов, астронавтов нескольких поколений. А теперь кто-то пытается торпедировать этот процесс. Так нельзя! Нужно смотреть в будущее, а не залезать в пещеры холодной войны.