Строительство доступного жилья в столице недопустимо, заявил на московском форуме лидеров рынка недвижимости заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Чиновник пояснил, что, если строить квартиры себестоимостью 2–3 тысячи долларов за квадратный метр, многие москвичи потеряют в капитализации своего жилья. И сильно обеднеют – в два-три раза. А еще за столь дешевым жильем в столицу приедут миллионы желающих из провинции, и Москва задохнется от наплыва мигрантов. «У нас сегодня стоимость жилья является ограничивающим фактором миграции в Москву», – резюмировал заместитель мэра столицы.
Остается, однако, ответить на другой вопрос: что делать самим москвичам, на каждого которых в среднем приходится менее 19 кв. метров (в среднем по России – 23), а среднемесячная зарплата позволяет купить лишь около 0,3 кв. м жилья (в среднем по России – 0,6–0,75 м)?
Кстати, дорогого жилья (по 210 тысяч рублей за метр и выше) в столице возводится 8,5 млн квадратных метров в год – при населении 12 млн человек. По экспертным оценкам, около 60–70% квартир покупаются приезжими (в Петербурге приезжих покупателей – 30%). Москвичам остаются те самые 0,3 м, если не меньше. При таком перекошенном рынке спроса и предложения о доступном жилье в российской столице действительно не может быть речи.
По всей России эта программа тоже трещит по швам. Вспомним, что начиналась она в сентябре 2005 года с задачи увеличения объема жилищного строительства на треть за три года, исполнения государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан, а также для создания доступной ипотеки для всех остальных нуждающихся и желающих.
Начало было обнадеживающим: если в 2005 году жилья в России построили 43,5 млн кв. м, то в 2008 году – 63,8 млн. Правда, и цены выросли втрое-вчетверо. То есть сливки с программы «Доступное жилье» сняли застройщики и чиновники, причастные к процессу выдачи разрешений, а для рядовых граждан оно стало еще более недоступным.
А далее был кризис и спад. Планировали к 2010 году увеличить ввод жилья до 80 млн «квадратов» – осилили в 2012 году лишь 65,2 млн. Долю семей, способных купить жилье на собственные и заемные средства, надеялись поднять до 30% – реально получили меньше 20%. Причина простая: куратор жилищной программы, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что нормальная цена доступного жилья должна быть 30–35 тысяч рублей за кв. м, в Москве и Санкт-Петербурге выше. В реальности в среднем по России «квадрат» ныне стоит от 40–50 тысяч, в Москве – от 210 тысяч и много-много выше.
– Вопрос доступного жилья в столице – это такая большая авантюра, – говорит председатель совета директоров группы компаний МИЦ (строительство жилья в Москве и области) Андрей Рябинский. – Доступного жилья в столице не может быть, потому что цена на недвижимость определяется не только и не столько ее себестоимостью, а спросом – то есть по какой цене готовы люди покупать. Если сделать дешевое жилье, а оно может продаваться по большим ценам, то это будет просто предмет для спекуляции.
Но экономические законы также гласят, что цена зависит от предложения: чем оно выше, тем товар дешевле. Предложение жилья в России практически не растет: нет подготовленных земельных участков, не хватает стройматериалов, начиная с цемента, нет квалифицированной рабочей силы. А самое главное – на строительном рынке нет конкуренции. «Проект «Доступное жилье» – как «брошенное дитя», – заявил прошлогодним летом Игорь Шувалов. Он обвинил в этом министерства и ведомства, которым «тема практически безразлична, хотя далеко не все чиновники живут в пятикомнатных квартирах». А в регионах, как заявил первый вице-премьер, чиновникам «выгодно поддерживать высокий уровень монополизма, получая от этого денежные дивиденды».
Программу давал указание реанимировать президент Владимир Путин. После нынешнего избрания на высший пост в государстве он заявлял в послании Федеральному собранию: «Сейчас, на новом этапе, надо перейти к решению жилищного вопроса для молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, ученых, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья экономкласса, а также значительно расширить возможности аренды жилья. В ряде регионов уже идут пилотные проекты, на базе которых отрабатываются различные формы поддержки рынка арендного жилья. Такое жилье должно быть доступно для работающего человека…»
Но настоящего, полноценного арендного жилья в стране до сих пор нет, если не считать нелегально сдаваемые комнаты и углы. Не выполняется и обещанное повышение темпов жилищного строительства до 100 млн кв. м в год и выше. Почему? Что мешает?
Может быть, пора в этом серьезно разобраться?
Слово эксперту
Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп»:
– Доступность жилья – условное понятие. У каждого человека свои критерии доступности: одни могут купить себе коттедж за городом, а другие – только «однушку» на окраине, да и то при помощи ипотеки. Соответственно, доступным можно назвать то жилье, которое могут позволить себе купить люди со средним уровнем дохода (на собственные средства или с привлечением кредита).
К сожалению, по уровню доступности жилья Россия довольно сильно отстает от большинства развитых стран. Это обусловлено сразу несколькими факторами. Далеко не последнюю роль здесь играют темпы нового строительства. Никто не спорит, что жилье в нашей стране активно возводится, и с каждым годом объемы потихоньку, но увеличиваются. Тем не менее квартир на всех не хватает. При этом если брать всю Россию в целом, то основной объем жилья у нас по-прежнему приходится на старый фонд – множество домов находится в чрезвычайно плачевном состоянии. И, к сожалению, их реконструкцией практически никто не занимается, в отличие от той же Европы.
Низкая доступность жилья также связана и с ограниченной платежеспособностью населения. Лишним подтверждением тому служит активный рост количества ипотечных сделок, который указывает на то, что все большее количество людей не может позволить себе покупку жилья без привлечения кредитных средств. Вообще рост зарплат сейчас фактически сопоставим с инфляцией. Но при этом цены на недвижимость показывают аналогичную положительную динамику. Сами застройщики не могут их снижать, поскольку себестоимость строительства остается довольно высокой. Соответственно, жилье в России в любом случае более доступным не становится.