На недавнем международном фестивале «Спасская башня», в котором традиционно принимают участие российские и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, подразделения почетной охраны глав государств, по брусчатке Красной площади прошел удивительный музыкант — заслуженный артист России, профессор кафедры инструментов военных оркестров Военного института (военных дирижеров), полковник Вениамин МЯСОЕДОВ.
Мы уже рассказывали в «Труде» об этом человеке-оркестре, блистательно играющем на десятках духовых инструментов. Он объездил полмира, в качестве солиста выступал со многими музыкальными коллективами, среди которых даже оркестры бундесвера и американской морской пехоты. И вот новый повод для встречи.
— Для меня, человека военного, главный музыкальный форум — это «Спасская башня», — говорит Мясоедов. — Он еще для меня связан с дорогим мне именем безвременно ушедшего из жизни дирижера Валерия Халилова, создателя и музыкального руководителя фестиваля. Мы познакомились в суворовском училище, наша дружба продолжалась полвека. В училище Валера пришел невысоким парнем и потому выступал направляющим в коробке сводного оркестра, открывающего парад барабанщиков. Вытянулся только на втором-третьем курсах военно-дирижерского факультета консерватории, где мы опять же вместе учились.
— Его инструментом был кларнет, пока он не стал дирижером, — продолжает рассказ Мясоедов. — Валерий Михайлович много сделал для поднятия армейской музыкальной культуры. А вообще он шел к своей творческой вершине — Ансамблю имени Александрова — честно и благородно. До сих пор при воспоминании о нем сердце сжимается, как в тот самый момент, когда пришло известие о гибели в авиакатастрофе ансамбля и его дирижера...
Каждый год Вениамин Мясоедов готовит оркестровую партию шотландских волынок для финальной композиции сводного оркестра. Это попурри на темы советских песен «Мой адрес — Советский Союз», «Не надо печалиться», «Главное, ребята, сердцем не стареть»... Задолго до начала фестиваля все тщательно проигрывается на региональных турах военных оркестров, после чего клавир рассылается будущим участникам «Спасской башни». Коллектив волынщиков интернациональный, составлен из музыкантов стран Евросоюза. Вместе с барабанщиками и танцевальной группой кельтских танцев — порядка 30 человек!
— В волынку я влюбился еще в советское время, когда мы были на гастролях в бельгийском Монсе, — рассказывает Вениамин. — Первый инструмент купил в шотландском маркете в Германии. Естественно, играть на штатном инструменте шотландских военных оркестров, не облачившись в традиционную форму волынщика, позволить себе никто не может. А уж забыть повесить сумку-кошель, это, извините, как не застегнуть змейку на брюках. Форма включает в себя, во-первых, килт — мужскую с крупными складками сзади юбку до колен, сшитую из шерстяной клетчатой ткани — тартана. Поверх полотняной рубашки или шерстяной куртки-дублета на одно плечо набрасывают тартановую накидку — плед, а на ноги надевают чулки до колена и башмаки с металлическими пряжками. Кроме килта в национальный костюм входят берет с пером или помпоном и спорран — отделанный, как правило, тюленьим мехом кожаный кошель, который висит на ремне килта или отдельном узком ремешке или цепочке.
Москвичей и гостей столицы, наблюдавших захватывающее действо у стен Кремля, особо впечатлил финал парада, когда сводный международный военный оркестр исполняет увертюру «1812 год» П.И. Чайковского, а затем покидает Красную площадь под «Прощание славянки». Замечательная военная песня была написана в Тамбове штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Агапкиным в далеком 1912 году. Кстати, город увековечил память о замечательных военных музыкантах. На одной из площадей Тамбова красуются сразу три памятника: рядом с Агапкиным стоят автор вальса «На сопках Маньчжурии» Илья Шатров и первый худрук «Спасской башни» Валерий Халилов. Между прочим, волнующее наши сердца «Прощание славянки» признано ЮНЕСКО лучшим перронным маршем.