Несмотря на то что президент Дмитрий Медведев приостановил строительство трассы Москва -Петербург через Химкинский лес, единства в этом вопросе все еще нет. Вчера свое мнение высказал на этот счет столичный градоначальник Юрий Лужков, который раскритиковал альтернативный проект прокладки дороги через район Молжаниново и предложил рубить деревья дальше. «Труд» решил снова выслушать аргументы обеих сторон: противников новой трассы и тех, кто строит дороги всю жизнь.
Лицом к лицу
Владимир Носов, Завкафедрой Строительства и эксплуатации дорог МАДИ: «Экологи преувеличили ущерб природе»
— Экологи говорят: трасса Москва — Петербург очень дорогая. Справедливо ли это утверждение?
— Современную автотрассу нельзя сделать без серьезных капитальных вложений. Хорошая дорога дешевой быть не может: сэкономишь при строительстве — при эксплуатации заплатишь на порядок больше. Придется чаще делать ремонт, бороться с
— Противники первого варианта маршрута дороги утверждают: она не даст автомобилистам развивать хорошую скорость, поскольку имеет большой изгиб. Насколько справедливо это утверждение?
— Прежде чем говорить о другом варианте, нужно обратиться к проектировщикам. Ведь, чтобы выпрямить дорогу, необходимо изучить местность, по которой пройдет выпрямленный участок, узнать, что там внизу, насколько близко грунтовые воды, есть ли карстовые явления. К тому же очень прямая дорога — это не всегда хорошо с точки зрения безопасности. Достаточно вспомнить американский опыт: между своими городами они поначалу строили исключительно прямые трассы. Однако оказалось, что это провоцировало повышенную аварийность — водители просто засыпали, ведь особого внимания езда по такой дороге не требовала. В связи с этим позже было даже разработано требование: обязательно вводить некие изломы в прямую линию при строительстве скоростных дорог.
— «Зеленые» опасаются, что с вырубкой Химкинского леса в Москве будет нечем дышать. Вы с этим согласны?
— Опасность трассы для экологии, на мой взгляд, ими преувеличена. Конечно, столице нужны «зеленые легкие». Но лес, который вырубают (это примерно 300 гектаров из нескольких тысяч), не компенсирует тот ущерб, который ежедневно наносят окружающей среде автомобили с включенными двигателями, стоящие в гигантских пробках на существующей дороге.
Алексей Яблоков, глава фракции «Зеленая Россия» в партии «Яблоко», Советник РАН: «Это новые смерти от недостатка кислорода»
— Специалисты в области дорожного строительства утверждают, что ущерб от вырубки части леса невелик на фоне пользы от разгрузки загазованной Ленинградки. Вы согласны?
— Может, ситуация немножко и улучшится, если часть автомобильного потока, который в Химках идет под окнами, снимется. Но вырубка приведет к деградации леса, которая, как гангрена, распространится на его большую часть. Это экологический закон. В Москве и вокруг нее сильно ухудшится экологическая ситуация. Говорят: переселение жилых домов дорого, лучше в лесу бесплатно проведем. Это «бесплатно» влечет дополнительные смерти от недостатка кислорода.
— Действительно ли, как говорят строители, через лес строить дешевле?
— Проводить современную по зарубежным стандартам дорогу через лес — дороже, чем через населенный пункт. Мы бы стали обсуждать этот вариант, если бы нам показали проект. Никаких сооружений по краям дороги, и через каждые 3–5 км обязательные переходы для животных. Это дороже, чем переселение 10–15 тысяч человек. В России нет ни одной такой дороги. Так что пока ответ отрицательный.
— Правда ли, что автострады не должны быть полностью прямыми?
— Да, но нужно ландшафтное планирование, чтобы, например, на горизонте появлялась церковь или лесок, речка. Это не имеет отношения к зигзагу, который проходит через Химкинский лес. Этот зигзаг — чистая коррупция.
— Но земля под альтернативными вариантами может оказаться непригодна для строительства. А это же рост расходов на ремонт.
— Пока такой оценки не было. Надо рассчитать стоимость всех альтернативных вариантов. Докажите на бумаге, что это дорого. А мы докажем, что дешевизна первоначального варианта мнима. Гектар леса стоит намного дороже, чем гектар городской площади.