Хутор как хутор - может, дворы чуть зеленее, чем у соседей, улицы поровнее. Удивительно другое: хуторяне смогли сохранить всю социальную инфраструктуру, от которой во многих селах остались одни стены да ностальгические воспоминания. Здесь великолепная школа-одиннадцатилетка, Дом культуры, амбулатория, почта, детсад - и все действует! Откуда средства при нынешнем повсеместном бюджетном голоде? Может, районная или областная власть как-то по-особенному к хутору относится? Или свои олигархи появились в Сенном?
Виктор Васильевич Пахомов, глава сельской администрации, рассуждает по-крестьянски обстоятельно. Мол, олигархов среди казаков не завелось, но свои люди при власти есть - почему же не попросить их о помощи? Не отказывают, дай им бог здоровья. Да и местные фермеры не в стороне: то для строящейся церкви прикупят материалы, то на сельский праздник выделят деньжат. Но главное - понял Пахомов - надо самим стабильно зарабатывать. Вот, скажем, областная администрация всячески поощряет сдачу молока и мяса с крестьянских подворий. За каждый литр молока, килограмм мяса доплачивает из бюджета по 60 копеек. И сельской власти, если она организует эти заготовки, область тоже доплачивает деньги: 30 копеек с каждого литра.
Пахомов к этой задаче относится очень серьезно. Купил прибор для определения жирности молока за 15 тысяч рублей - по деревенским меркам, это немалые деньги. Теперь хуторяне сами определяют жирность своей продукции. А от нее, между прочим, зависит цена. Так что заготовители их уже не обманут. Теперь от молокозавода стали получать больше денег. И бюджет несколько пополнился. Пахомов еще и конкурс на лучшего сдатчика учредил, стимулирует премиями. Теперь закупили и весы, чтобы мясо взвешивать. На заработанные деньги собираются асфальтировать центральную улицу.
Все объекты, которые надо подготовить к зиме: котельную, школу, ДК - здесь принимают не по осени, а 15 августа. В результате за последние годы в Сенном ни разу не было перебоев с подачей тепла. По этому показателю хуторское ЖКХ может дать фору городским. Пахомов - не без хитрости, знает, как подступиться к начальству. Он, например, не просит у района, как его коллеги, в последний момент сразу 20 тонн угля. Он в апреле съездит к начальству - пробьет две-три тонны, в мае, в июне... Такую малость, да еще не в сезон, всегда дадут. А к холодам хутор уже имеет необходимый запас.
Правда, хитрость не всегда выручает. К примеру, недавно провели в Сенной газ. Казалось бы, радоваться людям, но нет. Выяснилось: для прокладки отвода с улицы хозяевам требуется выложить по 72800 рубликов. И многие из тех, кто сначала записался на газификацию, теперь просят вычеркнуть: не потянем, говорят. Какой из этой ситуации выход - сельский глава пока не знает.
А в октябре в муниципалитетах предстоят выборы. Пахомов считает: не ко времени. Только научились выживать в новых условиях, понимать друг друга, а тут - тотальная смена. Новые люди начнут заново осваивать бюджет, налоги, ЖКХ... Не сломают ли то, что наработано годами? И Пахомов созвал фермеров, по его мнению, самых грамотных и прогрессивных, и стал агитировать их идти в сельскую власть. Мол, вы на практике изучили премудрости новой жизни, добились какого-то успеха и теперь должны повести за собой других. А не горлопаны какие-нибудь...
Виктор Васильевич рассказал, что 20 ребят из Сенного сейчас учатся в вузах и колледжах. Может, через несколько лет вернутся домой - вот будут современные руководители. Надо только сохранить для них хорошую базу, чтоб потом не пришлось строить здание с фундамента.
К сожалению, люди в селе отвыкли ждать чего-то хорошего от власти. Своя - сельская или районная - еще чем-то способна помочь, а начальникам повыше рангом не до отдельно взятого крестьянина. Потому в деревнях - массовая бедность и безработица. Хорошо, если в конкретном хуторе или поселке найдется один или несколько энергичных и смекалистых руководителей вроде Пахомова, которые могут что-то изменить в своем населенном пункте. Тогда оживает хутор, ремонтируются дороги, строятся школы. Как, например, в Сенном.