
С 1 августа в России повсеместно открылись кинотеатры, которые были на замке на протяжении четырех месяцев. Не все из них, увы, дождались возобновления проката. В частности, в столице обанкротились хорошо известные и любимые москвичами кинотеатры «Горизонт» и «Ролан», которые будут, скорее всего, перепрофилированы (уж не в мебельные и автомобильные ли салоны, как это практиковалось в приснопамятные 90-е?). Но большинству кинотеатров все-таки удалось выжить.
Разумеется, залы открылись с соблюдением всех санитарных норм, которые предписывает Роспотребнадзор. Теперь в кинотеатр надо приходить в маске, соблюдать социальную дистанцию в фойе, билет покупать желательно в режиме онлайн. А зал не может быть заполнен более чем на 50%. Впрочем, последняя предосторожность пока излишняя. В Москве в среднем приходят сегодня четыре зрителя на сеанс. В Подмосковье — пять. В регионах цифры примерно такие же. Негусто.
Соответственно, мизерными оказались кассовые сборы первого уик-энда. Лидер — жесткий американский триллер «Побег из Претории» собрал 5,7 млн рублей. Он побил своих соперников, несмотря на уверения министра культуры Ольги Любимовой, что зрители за время пандемии соскучились по доброму кино. Симпатичная российская комедия «Хэппи-энд» заняла третью строчку списка и собрала 2,5 млн. А общие сборы московских кинотеатров за выходные составили 23 млн. Сумма, конечно, смешная, но она почти в пять раз выше, чем в конце марта — накануне закрытия кинотеатров. Так что, как говорится, лиха беда начало...
Скромные кассовые сборы первого уик-энда — результат не только опасливости зрителей, которые боятся заразиться во время похода в кино, хотя на самом деле шанс подхватить вирус в кинотеатре неизмеримо меньше, чем, скажем, в магазине или метро. Дело еще и в хилом кинорепертуаре этих дней. Фильмов-событий, способных заманить толпы зрителей в зал, в афише нет. В ней преобладают либо старые картины, чьи премьеры состоялись еще до пандемии, либо откровенные аутсайдеры проката, такие, например, как не самая удачная «Фея» Анны Меликян, которая уже была показана на онлайн-платформах и не снискала там успеха.
Что касается голливудских студий, то они пока придержали выход своих крупнобюджетных фильмов, перенеся их на осень либо, как это случилось, например с очередным фильмом бессмертной франшизы про Джемса Бонда, либо вовсе на 2021 год. Потенциальным хитом августа может стать фильм «Неистовый» — душераздирающий триллер о «плохом парне» (его играет матерый Рассел Кроу), который начинает мстить за свои беды ни в чем не повинной молодой женщине и ее семье. Премьера ленты, в которой в больших количествах крушатся автомобили и льется кровь, состоялась 6 июля. Думаю, фильм долго продержится в прокате и сорвет кассу.
Жаль, нам нечего противопоставить в эти дни кровожадному голливудскому боевику. Российское кино обещает очнуться от карантина только к самому концу лета. В последний четверг августа, который совпадает с Днем российского кино, на экраны выйдет «Вратарь Галактики» — фантастический триллер Джаника Файзиева с участием Евгения Миронова и Елены Яковлевой. Действие тут происходит в 2071 году, когда Нью-Йорк покрылся льдом, а Москва — тропическими лесами...
Но полноценный прокат российского кино начнется, полагаю, осенью, когда на экраны выйдут биографическая драма «Цой» Алексея Учителя с Евгением Цыгановым, Паулиной Андреевой, Марьяной Спивак, фантастический триллер «Кольская сверхглубокая» амбициозного режиссера Арсения Сюхина, спортивный байопик «Стрельцов» с популярнейшим Александром Петровым...
После участия в конкурсе Венецианского кинофестиваля, который пройдет в начале сентября, обещает оперативно выпустить на экраны свой новый фильм Андрей Кончаловский. Его социально-историческая драма «Дорогие товарищи!» рассказывает о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 году. А дальше подтянутся лихая спортивная драма «На острие» со Светланой Ходченковой и Стасей Милославской, военная эпопея «Подольские курсанты» и фантастический триллер «Спутник», уже показанные на международных кинорынках и приобретенные для проката многими странами...
Уже не раз говорилось, что пандемия — это, конечно, зло, это огромные риски, но, как ни странно, это еще и новые возможности. Пока растерянный Голливуд выжидает, раз от разу перенося премьеры своих блокбстеров или отправляя их на онлайн-платформы, у российского кино при грамотной стратегии есть шанс закрепиться в национальном прокате, завоевать симпатии, а то и стойкую любовь своих зрителей.