Профессор Марк Прост, заведующий кафедрой васкулярной физиологии Маастрихтского университета (Нидерланды), продемонстрировал в Лондоне настоящее чудо научной кулинарии. На глазах у всего изумленного человечества – о широком паблисити акции позаботился один из спонсоров проекта, совладелец Google и наш бывший соотечественник Сергей Брин – доктор Прост приготовил гамбургер из…синтетического мяса, предварительно выращенного в его лаборатории, и в компании еще двух добровольцев благополучно испытал его на собственном желудке.
Интимные подробности последовавшего за тем пищеварительного процесса нам неизвестны, однако и сведения о каких-либо фатальных происшествиях с этой тройкой храбрецов пока не поступали. Влияние же этого события на будущее всего человечества, то есть на качество жизни каждого из нас, может быть огромным. Ведь еще лет 10–15 – и на прилавках магазинов, вполне возможно, появятся и синтетическая говядина, и такая же баранина, курятина и еще бог знает что, причем «по привлекательной цене».
И совершенно неважно, что первая котлетка явно получилась у Проста комом, и вкусом не вышла, и цвет имела не лучший. Неспроста же дегустаторы хором вспомнили про кетчуп и даже помечтали о халапеньо (маленьком, чрезвычайно жгучем мексиканском перчике, который способен сделать съедобной любую подметку). Неважно, потому что решаемо. И дивный вкус, и аппетитный цвет, и сногсшибательный запах – все это придет, если доктор Прост окажется прав в главном: разработанную им технологию действительно можно удешевить настолько, что она сможет составить конкуренцию всем современным промышленным технологиям производства мяса. А в этом и состояло главное послание ученого потенциальным инвесторам, которые, полагаю, уже мнутся в длинной очереди в его офис, захваченные потрясающими перспективами. Они же очевидны каждому: одним махом решить и проблему нехватки продовольствия на планете, и существенно сократить загрязнение окружающей среды.
Инвестиции Просту явно понадобятся, потому что пока цена его франкенбургера просто космическая – 250 тысяч евро за трижды по 140 граммов! Ровно столько стоили спонсорам его нынешние успехи. Но и шансы получить деньги на исследования у него весьма велики, настолько несомненной выглядит на первый (и на второй!) взгляд методика, предложенная им и его сотрудниками.
Она основана на использовании особых клеток, называемых стволовыми, которые есть в каждом живом организме и отвечают за обновление всех его тканей, то есть за живучесть всего живого. Впрочем, кто в наши дни не слышал об этом? Так вот: стволовые клетки настоящей коровы помещаются в специальный питательный бульон, где размножаются, превращаясь попутно в клетки мышечной ткани все той же коровы. Через три недели, когда в биореакторе их уже более миллиона, биомассу перекладывают в маленькие пробирки. Там они срастаются в небольшие кусочки мышечной ткани – примерно в 1 сантиметр длиной и в несколько миллиметров толщиной. Биологически они совершенно неотличимы от натуральных говяжьих, но не имеют ни вкуса, ни запаха. (В перспективе из тех же стволовых клеток можно точно так же получить и говяжью жировую ткань. Секрет успеха – в спецбульоне. Но о нем, полагаю, доктор Прост не расскажет нам и под паяльником.)
Готовые полоски складывают в небольшие брикеты и замораживают. Когда брикетов набирается достаточно много, их объединяют в единый кусок прямо перед готовкой. Для придания вкуса смешивают с яичной мукой и хлебными крошками, для цвета добавляют в смесь свекольного сока и шафрана, затем прессуют – и опля! Но путь исследователей будет небыстрым: сегодня Просту нужно почти три месяца, чтобы набрать своего продукта всего на три котлетки.
Аккурат к лондонскому шоу подоспели и «некоторые оценки независимых экспертов», которые выглядят настолько многообещающими, что требуют еще более независимой экспертизы. Они гласят, что промышленное производство синтетического мяса, основанное на биотехнологии стволовых клеток животных, не только потребует на 99% меньше земли, чем это нужно сегодня для содержания натурального скота, на 82% (а по другим оценкам – на 96%) меньше воды и на 45% меньше электроэнергии, чем существующие технологии производства мяса, но и на 78% (а то и на все 95%) сократит выбросы парниковых газов. Может, вот оно, решение проблемы глобального потепления?
Последнее обстоятельство имеет простое объяснение: сегодня наши буренки выделяют в атмосферу Земли примерно 49% всего метана, который там имеется и который более всех других примесей влияет на парниковый эффект. И в этом смысле, как шутит доктор Прост, любитель натурального гамбургера на велосипеде намного вреднее для матери-природы, чем вегетарианец на авто.
Немедленно обозначились и скептики, без которых не выгорает ни одно большое дело. В частности, профессор Тара Гаметт, глава Центра изучения продовольственных программ Оксфордского университета, полагает, что мировые проблемы в этой сфере могут быть решены вовсе не с помощью новых технологий для производства большего количества пищи, а путем основательного пересмотра всей системы снабжения: еда должна быть более доступной. И в пользу этого мнения существует чрезвычайно веский аргумент: пока на Земле миллиард людей ложатся спать на голодный желудок, еще 1,4 млрд других землян страдают ожирением или избыточным весом.
Интересно, что новость из Лондона вдохновила не только инвесторов, но и мировое сообщество биологов, противоборствующих распространению генетически модифицированных организмов (ГМО). Они немедленно заявили, что новая биотехнология выращивания синтетического мяса in vitro (в пробирке) не представляет для человечества никакой генетической опасности. А уж в чем в чем, а в этом-то им можно верить. Но мне после всех этих рассуждений сильно захотелось навестить ближайшую мясную лавку – надо бы успеть «ударить по бифштексу». Пока он еще натуральный.