ГАЛИНА ВИШНЕВСКАЯ
- Мне посчастливилось хорошо узнать его как человека, притом в разных ситуациях. Уверяю вас, за все это время он ни разу не слукавил, не увильнул даже в мелочах, не говоря уже о том, чтобы сказать неправду. Впрочем, в двух словах рассказать о том, каким он был человеком в быту, не говоря уже о его отношении к творчеству, к России, вообще к людям, объяснить его характер невозможно. Очень жаль, что мне не удастся проводить в последний путь Александра Исаевича (я сейчас нахожусь на лечении), хотя это так трудно и больно - хоронить близкого друга.
СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН
- Он знал Россию как никто другой - и крестьянскую, и гулаговскую, и бюрократическую, и это знание пытался донести до нас, не жалея своих сил и нервов. Мне страшно вспомнить, как наши дебильные депутаты слушали выступление Александра Исаевича в Государственной думе, отворотив носы и ехидненько перешептываясь друг с дружкой. Это был такой позор! Теперь эти же политики говорят, каким великим человеком был Александр Исаевич, и на его имени делают себе пиар. Россия с благодарностью должна была принять помощь Александра Исаевича, но она ее отвергла.
АЛЕКСАНДР ФИЛИПЕНКО
- Прозу Солженицына я начал читать со сцены с 1994 года. Записал моноспектакль по одноименному рассказу "Случай на станции Кочетовка", сделал "Один день Ивана Денисовича". Я благодарен Александру Исаевичу и его жене Наталье Дмитриевне, что разрешили мне произносить эти потрясающие тексты. Мы долго вели переговоры, в итоге писатель сказал, что я могу делать сокращения, но не дописывать. "Один день Ивана Денисовича" у меня звучит 2 часа 10 минут без антракта. По нынешним "клиповым" временам это рискованно. Но каждый раз убеждаюсь, что риск оправдан.