Главная Культура 12:28 07 Июня 2021 2577
Зима безнадеги нашей

Теодор Курентзис исполнил симфонию-реквием Леонида Десятникова

Сергей Бирюков
Теодор Курентзис неутомим в выдумывании «программ-концепций». Фото Александры Муравьевой

Концерты Теодора Курентзиса – всегда больше, чем концерты. Не хочется употреблять избитое слово «концепция», но как его избежать, если всякий раз дирижер и его сподвижники предъявляют нам не просто программу, но взгляд из определенной точки художественного пространства на путь искусства вообще. Вот как сейчас, в конце мая в московском зале «Зарядье», где прозвучали два образца музыки из не очень далеко отстоящих друг от друга эпох, более того – образцы эти стилистически и интеллектуально тесно друг с другом связаны, и тем не менее они противоположны по самому стержневому свойству – видению их авторами своего места в мире. Речь о симфонической поэме Рихарда Штрауса «Смерть и просветление» и симфонии для солистов, хора и оркестра «Зима священная 1949 года» Леонида Десятникова.

Не буду спекулировать относительно разности художественного веса этих партитур – они не в равном положении уже потому, что исторический путь первой насчитывает более сотни лет и, думаю, тысячи интерпретаций, вторая же живет едва ли не вдесятеро меньше, а число ее исполнений вряд ли больше количества пальцев на обеих руках.

Тем не менее Курентзис объединил их вполне основательно. Потому что обе представляют собой попытку взгляда-итога – на путь творца, каким тот видится ему на закате жизни (такова программа поэмы Штрауса), и на путь страны (в случае Десятникова), а в конечном итоге опять-таки самого композитора, поскольку точка истории, давшая толчок его замыслу, практически совпадает с его собственным появлением на свет. А еще потому что – так уж сложилось – стилистика Рихарда Штрауса, Малера, вообще декаданса близка Леониду Аркадьевичу: поколенчески, как постмодернисту, и просто в силу индивидуального темперамента и вкуса.

Близка до такой степени, что первые секунды первого отделения я и полагал себя находящимся на «территории» Десятникова, лишь несколько тактов спустя, когда вступила флейта со знакомой штраусовской темой, поняв свою ошибку. Возможно, Курентзис сознательно «пошутил» здесь со слушательским восприятием: в программке сочинения перечислялись именно в такой последовательности – сначала Десятников, потом Штраус. Возможна, конечно, и просто техническая наладка, но даже она сработала на целостность программы.

Вряд ли стоит подробно описывать исполнение «Смерти и просветления» – музыка эта широко известна. Отмечу лишь, что кроме привычного для оркестра musicAeterna высочайшего технического качества игры музыкантам удается добиться почти речевой выразительности. Когда, например, гобой в начале поэмы о чем-то «спрашивает», и флейты ему «отвечают» что-то вроде растерянного: «Не знаем»… Или когда та же флейтовая тема звучит ну совершенно женской песней, но такой, что очевидно посвящена мужчине-герою. Или когда «хор» деревянных и струнных словно застывает в ступоре, пока мрачно отбивают свой заупокойным ритм литавры.

Десятников, как я уже сказал, в «Зиме священной» отталкивается от этой экспрессионистской штраусо-малеровской интонационной стихии. Но придает ей свой, ретроспективно-иронический оттенок – что связано с идеей произведения, о которой надо наконец сказать. Однажды на старой даче Леониду Аркадьевичу попался в руки советский сборник английских текстов для школьников издания 1949 году. Абсурдность этого basic soviet English, повествующего о счастье народа под руководством великого Сталина (а также, думаю, и факт, что сборник – почти в точности его, Десятникова, ровесник) – вот импульс сопоставить муляжную иконописность книжки и собственный культурный тезаурус композитора. От разности потенциалов родилась симфония, в названии которой автор иронизирует над лжесакральностью литературного источника, прибегая к ставшей идиоматической в искусстве последних ста лет формуле «Весна священная», но меняя в ней время года на более суровое и безнадежное.

Штраусо-малеровское – эта пародия на «Песни об умерших детях», притом с уклоном в северокорейскую солнечную идиотичность – составляет интонационную суть первой части Moscow Is Our Capital, где ослепительный «мажорище» трубной переклички сопровождается бешеным барабанным боем, предательски напоминающим эпизод нашествия из Седьмой симфонии Шостаковича. Женский говорок-рассказ Moscow Is Full Of Wonderful Things вызывает ассоциации с полупопсовыми мессами северо- и южноамериканских авторов ХХ века. Душещипательный рояль в духе махрового минимализма рубежа тысячелетий открывает часть From Chaikovsky’s Childhood, контрастируя с последующими «трагическими» тромбонами – этакой Шестой симфонией Петра Ильича в лайт-варианте. Наконец в части Sports Десятников позволяет себе окунуть весь этот словесный оптимистический абсурд в откровенную какофонию, коей тот на самом деле и достоин больше всего. Но все же заканчивает не этой жирной кляксой, а по-своему даже трепетным многоточием Three Wishes, где бравые лозунги I want to be a pilot… I want to be a soldier… or a sailor – and serve my native land вложены в уста робкого сопрано под аккомпанемент заикающихся деревянных духовых. Словно автор роняет сентиментальную слезу по поводу горькой судьбы, которая, знает он, ждет советский колосс на глиняных ногах, канувший в небытие. Ведь это, в конце концов, горестная история не какой-то там чужой державы, а его (и нашей!) собственной горячо любимой страны.

Здесь уместно добавить, что коннотация реквиема декларирована Десятниковым еще в самом начале, в Прологе, где хор и солисты распевают переведенную на английский фразу пушкинского Моцарта: «Слушай же, Сальери…» – правда, заменяя ожидаемое «мой Requiem» на «Зиму священную». Отсюда – цитата моцартовской «Лакримозы», которую потом, почему-то в части, описывающей «чудеса» сталинской Москвы, дополняет цитата из «Весны священной» Стравинского. В своем пояснении Десятников честно (или кокетливо?) говорит, что сам не знает, по какой причине вставил этот мотив трубы именно сюда.

Да и вообще, при всей ловкости и эффектности партитуры, «заходящей», признаюсь, отлично и ни секунды не скучной, не оставляло ощущение некоей случайности замысла. Ну при чем здесь, на самом-то деле, Сальери? Это мы все – Сальери, кому предлагается слушать… не реквием, а перефразированную «Весну священную»? А при чем тут сам Стравинский? А коли ни при чем, то повисает в воздухе все вплоть до заголовка…

Впрочем, в постмодернистском контексте, может быть, устарели и сами вопросы «почему» и «зачем». Занятно было слушать? Скажи спасибо и за это.

Ну а когда «это» еще и так великолепно исполнено, как вышло у Курентзиса, солистов Агнешки Адамчак и Андрея Немзера, а также оркестра и хора musiccAeterna – каверзные вопросы в самом деле начинают казаться не такими уж обязательными.

Кроме одного. 140 лет назад Штраус высказывался в полном убеждении, что добавляет к мировой истине что-то важное. Композитор нашего времени пишет портрет страны и себя с глубочайшей иронией. Притом говоря не языком ярких музыкальных тем, что было бы признаком высокого искусства, а жонглируя стилями – и это уже признак не искусства, а ремесла.

А оно, искусство – в том смысле, в каком понимали его Штраус, Чайковский и пр. – похоже, кончилось. И остается петь по нему реквием. Точнее – «Зиму священную». Так, Леонид Аркадьевич?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7041
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6221
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?