Для тысяч людей слово Chernobyl стало звучать не менее привлекательно, чем Pervach для замученных жаждой американцев в «Золотом теленке». Депутат Милонов даже призвал Ростуризм как-то пресечь эту вакханалию. По его мнению, подобное путешествие небезопасно для здоровья. И правда, одно дело отправиться в Новую Зеландию, где снимался мир, выдуманный Толкиеном, или в Хорватию, ставшую местом обитания для героев Джорджа Мартина, и совсем другое — любоваться экзотикой советского городка, убитого крупнейшей в истории человечества катастрофой. Что поделаешь — такова сила искусства!
Трудно сказать, сколько наших соотечественников посмотрели американский «Чернобыль». Но практически все федеральные каналы сочли нужным упомянуть эту премьеру в своих новостных выпусках, о ней пишут официальные газеты, говорят радиостанции. Почему? Потому что фильм занял верхнюю строчку в рейтинге самого влиятельного сайта, посвященного кинематографу? Ну уж нет. Сериал «Во все тяжкие» тоже ставил какие-то рекорды, но о нем не трубили на каждом углу. Как это ни дико прозвучит, но в интонациях телеведущих, рассказывающих о кино, посвященном событиям 33-летней давности, улавливались нотки гордости. Чернобыль, несомненно, ад, но это наш ад! Похожее, едва скрываемое ликование звучало с экранов, когда нас информировали о челябинском метеорите. Мировой эксклюзив!
Американские проекты о России официальные СМИ обычно ругают. Ну типа опять медведи с балалайками на улицах Москвы и космонавты в шапках-ушанках. Не обошлось без язвительных отзывов и на сей раз. Разумеется, в «Чернобыле» было найдено огромное количество ляпов, касающихся не столько нюансов ядерной энергетики и конкретных исторических персонажей (академика Легасова, в частности), сколько тех, что вызваны непониманием советского менталитета в целом.
Все дружно процитировали какую-то британскую сценаристку, возмутившуюся отсутствием среди героев-ликвидаторов хотя бы одного темнокожего. И все же имеется что-то, что сдерживает обычную в таких случаях огульную критику. Что не дает сделать сериал объектом для поливания помоями в ток-шоу «Время покажет» и ему подобных: «Я фильм не смотрел, но скажу...» Что же именно?
Во-первых, подкупает стремление авторов «Чернобыля» к визуальной достоверности. Интерьеры, одежда и прически героев, предметы быта, советские автомобили 1980-х — все очень точно. Саму АЭС снимали в Литве, она почти такая же, как в Припяти. Во-вторых, некоторые сцены просто потрясают. Нельзя равнодушно смотреть на вдов, наблюдающих, как хоронят их погибших мужей. Не в деревянных гробах, а в цинковых. Их не закапывают в землю, а заливают бетоном в братской могиле. В-третьих, психологическое воздействие сериала продумано до мелочей. Зритель-то знает, что на самом деле происходит, а герои — нет. И он, зритель, поневоле испытывает болезненное чувство беспомощности, когда смотрит на играющих в насыщенном радиацией воздухе детей, на их улыбающихся матерей, но не имеет возможности предупредить об опасности. Сильная эмоция!
Несколько эпизодов вызвали резко негативную оценку со стороны непосредственных свидетелей событий. По их словам, например, после взрыва сотрудники АЭС не ходили, как зомби, не истерили, а принимали самое активное участие в тушении пожара. Но и они, свидетели, признают, что подвиг ликвидаторов показан в «Чернобыле» ярко, их героизм и самопожертвование не вызывают сомнения.
Но главное, что не дает возможности заклеймить продукт американского шоу-бизнеса как лживый и клеветнический, — это наше отношение к чернобыльской трагедии, до конца так и не сформировавшееся (если, конечно, не брать в расчет ту самую сомнительную гордость).
Когда мы вспоминаем события 1986-го, разговор непременно переходит на действия властей. Почему не сказали народу правду? Почему не запретили первомайскую демонстрацию в Киеве? Боялись паники? Боялись лишиться места, взяв на себя ответственность? Или сами не понимали масштабы опасности? И дальше в том же духе. Все это абстрактные рассуждения. Приходится признать, что, за исключением тех, кого беда коснулась непосредственно (а их в процентном отношении ко всей исторической общности под названием советский народ, понятное дело, немного), взрыв на АЭС остался для нас лишь стартовым выстрелом на пути к многочисленным грядущим трагедиям.
Вот мы смотрим на героев сериала, которые не подозревают, что на самом деле происходит. А мы знаем, и от этого больно. Но знаем мы еще и то, что скоро рухнет страна, что будут поломаны судьбы десятков миллионов людей, что появятся понятия «первая чеченская» и «вторая чеченская», что слово «Курск» будет ассоциироваться не только с городом. И на фоне последующих бед авария на АЭС уже не кажется такой грандиозной.
И не об этом ли равнодушии говорит неожиданно охватившее далеко не только иностранных любителей экзотики, но и наших соотечественников желание смотаться на пару дней в Припять? Чтобы, так сказать, прикоснуться к легенде. Не об этом ли свидетельствует тот факт, что после слов британской сценаристки многочисленные пользователи Сети хохмы ради дружно кинулись искать в архивах хоть одного темнокожего ликвидатора. И нашли-таки.