У нее, естественно, есть критики и политические оппоненты. Но сейчас, когда приближается окончание ее первого президентского срока, победить на будущих выборах во второй раз она смогла бы уже в первом туре: последние месяцы рейтинг ее популярности колеблется от 67 до 58 процентов голосов избирателей. Ее главные соперники, нынешний премьер-министр Матти Ванханен от Партии центра и зам. директора Европейского инвестиционного банка, бывший министр финансов Саули Ниинисте от консервативной Коалиционной партии, в лучшем случае могут рассчитывать на 20 процентов голосов каждый.
В чем секрет успеха Тарьи Халонен? Объяснений много. Но каждое в отдельности не только не убеждает, но даже несколько смущает. Говорят о ее "обыкновенности". Она, например, носит футболки оливкового цвета и неприметную куртку без воротника молодежного фасона, почти не использует косметики и не одевает драгоценностей. Автор этих строк однажды нечаянно чуть толкнул женщину, удивительно похожую на президента страны, и только как из-под земли возникший "мальчик-охранник", выдавший себя необычайным переговорным устройством и профессиональной "стрельбой глазами" по сторонам, убедил меня в том, что я был постыдно неуклюж, действительно задев первое лицо страны в узком проходе между вешалками.
Подмечают, что Т. Халонен пренебрегает традициями - не стремится набирать очки на потакании устоявшимся поведенческим стереотипам. Например, не носит обручального кольца, да и законным браком со своим соседом по лестничной площадке и давним сердечным другом Пентти Апраярви, который младше ее на несколько лет, сочеталась явно без особого энтузиазма и только потому, что их неформальные отношения превратились в жуткую головную боль для мидовских работников, не представлявших, как соблюсти дипломатический протокол при поездках Халонен с тогда еще просто "г-ном Апраярви" за рубеж.
Устоялось впечатление, что всевозможные связанные с ее должностью обязанности тяготят Халонен. Едва закончив беседу с группой французских журналистов, она буквально срывается с места, на ходу бормоча слова прощания. Но это вовсе не потому, что ей чужды хорошие манеры, а потому что предписания этикета вызывают у нее скуку.
Халонен нельзя обвинить в экстравагантности, желании вызвать свет общественных прожекторов на себя. Он сам находит ее просто потому, что она совершенно органична в своих желаниях и не хочет их подчинять каким-то невесть кем написанным табу - то ее видят в общественном бассейне, то в школе живописи и скульптуры, то на курсах по освоению навыков восточного "танца живота".
При всей ее кажущейся простоте карьерный рост Халонен - классический пример пути восхождения по лестнице власти без срывов и политических синяков. Министр социальной политики, министр сотрудничества североевропейских стран, министр иностранных дел - везде эта женщина выглядела доступной. Наверно, именно это качество наилучшим образом объясняет ее популярность. Финны терпеть не могут тех, кто задирает нос, надувает щеки и начинает выдавать себя за невесть кого. Характерный штрих: после избрания госпожа президент забыла переехать в официальную резиденцию из своей старой квартирки и сделала это только после того, как ей об этом деликатно напомнили.
В Финляндии есть и те, кто дорого бы дал, чтобы на месте Халонен оказался человек совершенно иного политического толка и мировоззренческого склада. Они прилепили к ней ярлык "Красная Тарья". Действительно, начинала она как левая, даже с чертами леваческого экстремизма. Одно время возглавляла организацию, отстаивавшую права секс-меньшинств. Но ультралевые идеи со временем трансформировались в умеренный социал-демократизм. В чем Халонен осталась верна себе, так это в сохранении духа заступничества за всех, кому хоть в чем-то труднее - от пацифистов до феминисток, от саамов (коренных жителей Лапландии) до цыган, к которым здесь относятся со стойким предубеждением.
Вышедшая из бедной семьи, выросшая с матерью-одиночкой, позже сошедшейся с будущим отчимом Тарьи - человеком сильно пьющим, она сама пробила себе дорогу в жизни, сумев получить юридическое образование и стать первой в истории национального профдвижения женщиной-юрисконсультом Центрального гособъединения профсоюзов Финляндии.
Славившаяся неуживчивым характером, теперь Халонен научилась сглаживать углы, чтобы "быть президентом всех финнов". Согласно конституции глава государства не может вмешиваться во внутреннюю политику страны, находящуюся в ведении премьер-министра. В ее руках внешняя политика. Здесь она, открыто противодействуя могущественной группировке политической элиты, заявила себя противницей вступления Суоми в НАТО. Большинство финнов разделяют такое мнение, исходя из того, что республика десятилетиями отстаивала свое право на нейтралитет в тогдашнем противостоянии СССР и США. "Мы, как и шведы, по традиции стоим немного в стороне", - говорит на этот счет президент Финляндии Тарья Халонен.