«Победа» — святое слово для всех, но у каждого с ним связана своя, отдельная история. Мои военные герои — папа и мама. Оба прошли Великую Отечественную до последнего дня. Отец закончил ее без единой царапины, но война догнала его потом, вторую половину жизни он промаялся сердцем, умер в 59 лет. Мама была на фронте три года, все время рядом с передовой, вместе с госпиталем. Однажды они разговаривали с главным врачом, в это время в воздухе раздался свист. Там, где стоял главврач, зияла дымящаяся воронка, у мамы на память о том дне на спине остался огромный шрам. Она дожила до старости, понянчила внуков, но, думаю, война была главным событием в их жизни: Они часто снятся мне — гвардии майор Совцов Александр Михайлович и старший лейтенант медицинской службы Совцова Мария Макаровна.
А мы смогли бы?
О том, как жили и выживали дети в блокадном Ленинграде, учащиеся 45-й школы Петропавловска-Камчатского узнали из рассказа сотрудницы краевой детской библиотеки Светланы Масловой. Уроки у их питерских сверстников длились по 20-25 минут, больше ослабленные дети просто не выдерживали. Во время авианалетов старшие брали за руки малышей, спускались в бомбоубежище, и уроки продолжались там. А после учебы подростки наравне со взрослыми работали на заводах — делали снаряды для фронта...
P.S. Похожие уроки прошли и в других школах на краешке российской земли. «Я часто задаю детям вопрос: „А вы бы так смогли?“ — делится Светлана Маслова. — И понимаю, что не все они погрязли в гаджетах. Нормальные ребята, у которых живые сердца, живые души, которые просто нужно разбудить».
Петропавловск-Камчатский — 6767 км от Москвы
Норильск в беде не бросил
Нынешней весной в квартире норильской пенсионерки Валентины Виноградовой случился пожар. Виновницей оказалась старая проводка. В «однушке» сгорела мебель, выгорели кухня, коридор и ванная. Первую ночь старушка провела у соседей, а потом пришлось жить где придется. Узнав о несчастье, горожане объявили в соцсетях сбор денег. И вот итог: квартиру отремонтировали, установили новую технику, хозяйка вернулась в родные стены, где ничто не напоминает о недавней беде.
P.S. Эта история может удивить кого угодно, только не норильчан. Самый северный город мира с его суровыми морозами и вечной пургой диктует горожанам почти фронтовые правила выживания: главное — взаимопомощь и взаимовыручка. По-другому тут жить не получится.
Норильск — 2878 км от Москвы
76 лет они оставались на безымянной высоте
В 1945 году в ходе Восточно-Прусской операции в районе нынешнего поселка Логвино Калининградской области с немцами бился 10-й отдельный штрафной батальон. Павших в тех боях здесь и похоронили. А потом братская могила как-то затерялась, некуда даже цветы положить...
Родственники погибших обратились за помощью в поисковый отряд «Совесть». На этой безымянной высоте, рассказал руководитель отряда Руслан Хисамов, до сих пор заметны следы былых сражений: стрелковая траншея, фрагменты ограждения из колючей проволоки, остатки блиндажей. И все вокруг усеяно гильзами-осколками, повсюду видны воронки от взрывов. А «забытое» захоронение, как выяснилось, было на самой вершине этого поросшего лесом холма. Всего там обнаружили останки 16 человек. Теперь их с воинскими почестями перезахоронят на мемориале в поселке Переславское — по соседству с Логвино, сообщил наш калининградский корреспондент Владислав Ржевский.
P.S. Еще 16 советских воинов, в 1945 году погибших под Кенигсбергом, обретут последнее пристанище и, хочется надеяться, имена.
Калининград — 1089 км от Москвы
Счастливое число 11
В барнаульской семье Брит появился на свет 11-й ребенок. На днях маму с малышом, которого назвали Самуилом, выписали из роддома. Старшей дочери в семье Брит Анжелике — 14 лет. По словам отца семейства Сергея, старшие дети помогают друг другу и увлекаются музыкой. Все играют на музыкальных инструментах и даже имеют дипломы лауреатов всероссийских и международных конкурсов.
P.S. Всего в Алтайском крае насчитывается 26 семей, воспитывающих 10 и более детей. А значит, жизнь продолжается.
Барнаул — 3623 км от Москвы