В Малом зале Московской консерватории прошел необычный концерт. Вечер фортепианной импровизации и поэзии «Отражение» продемонстрировал публике, как можно соединить слово и музыку, чтобы они стали одним пространством – естественным и гармоничным. В исполнении известного и любимого многими актера Георгия Тараторкина звучали строки Александра Блока, Федора Достоевского, а за роялем был молодой пианист и композитор Владимир Свердлов-Ашкенази. Этот изысканный дуэт образовался не так давно на фестивале «Дворцы Санкт-Петербурга».
Георгий Тараторкин — один из самых тонких, интеллигентных и многогранных актеров. Когда-то он прославился после фильма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», и его Раскольников до сих пор считается непревзойденным не только благодаря «петербургской» внешности и удивительному для дебютанта актерскому мастерству, но и философскому не по годам осмыслению роли. Впоследствии Тараторкин воплотил в театре немало созданных Достоевским образов.
Два имени, два любимых автора Георгия Георгиевича – Достоевский и Блок – были в центре его внимания в тот вечер. Мастер как никто другой умеет донести до зрителя завораживающую красоту поэзии Блока, волшебство ее звучания и безупречность ритма. Тараторкин проникновенно читал стихи – как знакомые нам со школьных лет («Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», а в конце «на бис» – «Девушка пела в церковном хоре»), так и малоизвестные, а также фрагменты из записных книжек поэта. Звучали строки о России — великой и мрачной, беспутной и униженной, но все равно любимой и близкой страдающему сердцу Блока; о жизни и смерти; о светлых сторонах творчества и его кошмарах, которые сводят с ума ночью и рассеиваются с восходом солнца; о театре («нежное чудовище», так назвал его поэт) и любви.
Благодаря Владимиру Свердлову-Ашкенази музыка стала полноправным участником действа. Представитель знаменитой династии Ашкенази, Владимир блестяще владеет инструментом. Он учился у легендарного пианиста и педагога Владимира Крайнева, а затем продолжил образование в Ганноверской Высшей школе музыки и стал лауреатом многих престижных конкурсов, в том числе Конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. Молодой пианист и композитор играл произведения Скрябина, собственные пьесы, призванные передать атмосферу эпохи «серебряного века», Но не менее интересными и яркими оказались его импровизации. Они рождались прямо на глазах у публики, и зритель невольно становился свидетелем чуда — той тайны, которую несет в себе настоящее творчество. «Классическая импровизация должна вернуться в концертные залы», – считает Владимир. И блестяще воплощает свою идею в жизнь.
В красивом, только что отреставрированном Малом зале в это вечер собралась публика самого разного возраста и интересов – любители поэзии, поклонники Тараторкина, традиционная консерваторская аудитория. Довольны были, кажется, все. Союз поэзии, декламации и музыки оказался очень удачным.