КАК РАБОТАЕТ ГИБДД (ГАИ), КАК СПРАВЛЯЕТСЯ С ОБЯЗАННОСТЯМИ?
(Распределение ответов - в процентах от числа опрошенных)
Население в целом, Водят автомобиль, Не водят автомобиль
Хорошо 9 15 7
Удовлетворительно 29 31 28
Плохо 34 44 29
Затрудняюсь ответить 28 10 36
Как видим, ГАИ получила больше негативных оценок, чем позитивных, и среди водителей, и в целом среди всех опрошенных. Причем за минувшие три года количество отрицательных отзывов о работе автоинспекции не уменьшилось. Отвечая на другой вопрос, более трети автомобилистов подчеркивали тяжелое впечатление, оставшееся у них от общения с инспекторами. Правда, каждый пятый дал положительный ответ, но таких - меньшинство. А остальных участников дорожного движения Бог миловал, не останавливал их повелительный жест сотрудника ГАИ.
Половина всех опрошенных, в том числе и 53 процента водителей, говорили, что дела с безопасностью на дорогах обстоят плохо. Да и можно ли по-другому оценивать ситуацию, если ежегодно около 35 тысяч человек погибает в автоавариях, а более четверти миллиона получают ранения...
В ГАИ стало привычным штампом перекладывать вину за все, во-первых, на "плохих водителей" - лихачей, пьяниц за рулем, невнимательных, не соблюдающих правила, во-вторых, гаишники сетуют на стремительное увеличение количества машин, поток которых захлестывает улицы крупных городов. В определенной степени эти аргументы справедливы. Вот свежая статистика: за первые три дня апреля произошли 1237 ДТП, в том числе 81 авария - по вине пьяных водителей. Погибли 129 человек. Правда и то, что многие "крутые" лихачи ездят безобразно. Поэтому треть автомобилистов поддерживает ужесточение наказаний. Однако, учитывая российскую специфику, 28 процентов владельцев машин считают, что жесткие кары принесут как пользу, так и вред, а каждый пятый уверен: "новшество принесет только вред". Сомневающихся явно больше. Очевидно, они имеют в виду, что все, как обычно, сведется к увеличению взяток.
Конечно, и автопарк растет не по дням, а по часам. В 1990-м легковушек у россиян было 8,5 миллиона, сейчас их количество приближается к 27 миллионам. К сожалению, городские власти, прежде всего в столице и ряде других крупных центров, всерьез не занимаются, например, строительством дорог второго уровня, хотя такие проекты имеются и зарубежная практика показывает их эффективность.
Но эти справедливые аргументы не должны выводить из-под критики серьезнейшие недостатки в работе самой автоинспекции. Не первый год идет на дорогах война водителей и сотрудников ГАИ. И когда более 10 миллионов россиян крайне негативно характеризует работу этой службы, отмахиваться, обвинять 10 миллионов водителей в предвзятости было бы большой ошибкой. В конце концов автомобилистов и членов их семей - более 60 миллионов. Большая сила.
В заключение приведу некоторые ответы, полученные социологами во время опроса. "Бороться с коррупцией". "Контролировать гаишников - одни поборы". "Реформа в ГАИ нужна". "Сменить руководство ГИБДД". "Состав ГАИ заменить полностью". "Лучше и больше работать, а не сидеть в кустах". Результаты опроса, думается, должны озаботить руководство МВД, другие властные структуры. А пока война на дорогах продолжается.