До отъезда оставалось менее часа, и нужно было позвонить в Киев. Решил это сделать в соседнем подземном переходе, где находится несколько телефонных автоматов. Гул трамваев наверху заставил меня не говорить, а почти кричать в трубку. Это, вероятно, и стало приманкой. Мы с приятелем уже подходили к лестнице, выходящей к гостинице, когда сзади в полумраке выросли три амбала. "Вас можно на минутку?" - окликнул один из них на чистом русском. Пара других, озираясь по сторонам, пыталась перекрыть нам пути отхода и сорвать висящую у меня на плече телекамеру. Мы бросились к выходу из перехода. Вслед раздалась матерная брань. Бежать за нами они не стали. Возможно, побоялись прохожих.
"Вам чудом повезло", - сказали нам в гостинице. На мой вопрос о том, куда смотрит здешняя полиция, бросили реплику: "Это же ваша мафия".
По информации, которая появилась в польских СМИ в дни работы в Варшаве международной конференции по борьбе с организованной преступностью под девизом "Как бороться с мафией", в Центральной и Восточной Европе весьма обострилась криминогенная ситуация. Прежде всего в связи с активизацией противоправной деятельности так называемых "русскоязычных" преступных группировок, или "красной мафии". Это бригады, сформированные из граждан Украины и России, в том числе выходцы из Дагестана, орудуют также самостоятельные банды чеченцев. Но самые массовые и наиболее активные, по мнению знатоков, - бригады из Украины: луганская, киевская, львовская, ужгородская, а также из России - солнцевская бригада, которой продолжительное время верховодили авторитеты с кличками "Сева" и "Горбатый".
Преступная деятельность "красной мафии" носит транснациональный и многообразный характер. Это и нелегальная миграция, и торговля людьми, и незаконный секс-бизнес, и хищение автомобилей. Мощной статьей дохода стал массированный рэкет по отношению к соотечественникам - русскоязычным гражданам, оказавшимся за рубежом. Объектами пристального внимания криминалитета в последнее время становятся наши туристы, а также те, кто легально или нелегально приехал в Польшу, Чехию или Словакию с целью подзаработать, нанимаясь на строительные объекты, уборку урожая, в домработницы и посудомойки. По неофициальным данным, в Чехии, к примеру, трудится нелегально до 250 тысяч украинских рабочих. При ежегодной официальной квоте 30 тысяч, которая, кстати, не выбрана, рабочие места получили лишь 17 тысяч. Велика волокита с оформлением разрешений на трудоустройство за рубежом, процветают поборы "за услугу".
Нелегалы в первую очередь и облагаются "данью". Существует масса посреднических структур, которые "включаются в работу" уже в поездах, на вокзалах, в аэропортах. Хочешь иметь "крышу", не иметь проблем с местной полицией - плати. При среднем заработке в Чехии русскоязычных нелегалов 10 - 12 тысяч крон в месяц (это приблизительно 270-315 долларов) половину приходится отдавать мафии.
Но вот что интересно: члены криминальных бригад, против которых в первую очередь с лета прошлого года и был введен Чехией и Словакией визовый режим для украинских граждан, орудуют в этих странах, как правило, легально, имея безукоризненные документы. Это доверительно сказал мне один из весьма осведомленных специалистов, долгое время работавший в странах Восточной Европы. "Можно лишь предполагать (доказать сложно) тесное сращивание русскоязычного криминала с правоохранительными органами этих стран".
А чем же иначе объяснить свободный рэкет "красной мафии" по отношению к нашим гражданам прямо в маршрутных автобусах по дороге с Варшавского железнодорожного вокзала в аэропорт? Или такой случай. Одна из киевских газет опубликовала на днях материал о рэкете, которому подверглись украинские шахматисты в польском городе Вроцлаве. От них члены бригады некоего Седого прямо на железнодорожном вокзале потребовали за "крышу" 10 процентов от той суммы денег, которую имеют. Взяв у испуганных путешественников все, что они вывернули из карманов, русскоговорящие "налоговики" вручили шахматистам... "квитанцию", где указали свои телефоны и имена. (Газета воспроизводит эту записку с росписью одного из преступников.) Теперь, - сказали они, если вас кто-то тронет, - звоните. Мы тотчас явимся".
Кстати, в те дни, когда один из моих знакомых "силовиков" находился по служебным делам в Праге, по местным телеканалам и в газетах показывали карту Чехии, где вся территория страны была поделена на сферы влияния бригадами русскоязычных преступных группировок. В том числе украинскими: мукачевской, львовской, луганской.
- Если б не было сращивания их с чешскими правоохранителями, если б не было коррупции в среде местных борцов с преступностью, - сказал мой приятель, подполковник милиции, - разве могли бы они свободно орудовать в чужой стране? Кстати, они не занимаются рэкетом по отношению к гражданам страны пребывания. Боже упаси: чешские, польские и словацкие полицейские спросят за такое "своеволие" со всей строгостью.
- И все же, что ты посоветуешь русскоговорящим людям, которые отправляются в Польшу, Чехию или Словакию?
- Рекомендации классические: надо всегда думать не о том, как защищаться от нашей мафии за рубежом, а как избежать конфликтной ситуации. Поведение должно быть скромное, чтобы не привлекать к себе повышенного интереса, не сорить деньгами налево и направо. Защититься же практически невозможно. Но в любом случае зовите на помощь местную полицию. Может, она все же поможет...