Прокурор города Виктор Крюков уже заявил, что убийство, скорее всего, связано с нефтяным бизнесом Самойленко, возглавлявшего нефтяную компанию "Итера-Самара". Между тем это уже третье в нынешнем году покушение. В июне в Тольятти был убит заместитель директора ОАО "АвтоВАЗагрегат" Борис Селиванов. В октябре в Москве пытались убить генерального директора компании ЗАО "Элекс-Полюс" (дочерней компании ОАО "АвтоВАЗ") Игоря Лисютина.
Убийство Александра Самойленко даже по хронологии крепко привязано к автозаводу. Бизнесмен возглавил новую "дочку" АвтоВАЗа, которая должна была заняться обеспечением электроэнергией автозавода и крупнейшего Автозаводского района. При этом Самойленко сразу заявил, что намерен отказаться от слишком дорогих услуг "Самараэнерго", а выйдет на оптовый рынок электроэнергии. По имеющейся информации, АвтоВАЗ даже направил официальное сообщение ОАО "Самараэнерго" о том, что не собирается продлевать договор на обслуживание на 2007 год. Таким образом, "Самараэнерго" теряло самого крупного клиента, а по Тольятти пошли разговоры о том, что Самойленко перешел дорогу местным авторитетам, имевшим через посредников свои доли в доходах от энергоснабжения автогиганта.
Впрочем, это пока лишь информация к размышлению, не подкрепленная доказательствами. Важнее другое - тенденция.
Еще десять лет назад Тольятти слыл городом, опасным для бизнеса: вокруг автозавода существовала целая сеть полукриминальных фирм и фирмочек, кормящихся за счет откатов от многомиллиардных доходов крупнейшего в стране автопроизводителя. Ситуация была настолько вопиющей, что МВД и Генеральная прокуратура месяцами держали там свои бригады, хотя и без особого успеха. Впрочем, автомобильный бизнес на АвтоВАЗе и вокруг него постепенно "цивилизовался" сам собой. Но в последний год, когда государство взяло под крыло автогигант, время как будто потекло вспять: вокруг завода вновь закрутился теневой вихрь.
Возможно, это связано с политикой жесткой экономии, проводимой новым руководством: за первые девять месяцев 2006 года чистая прибыль ОАО "АвтоВАЗ" составила около 5 миллиардов рублей - на 1,5 миллиарда больше, чем за аналогичный период 2005 года. Толпящиеся вокруг ВАЗа "прилипалы" лишились солидной части своих доходов. Но одновременно из-за возросшей конкуренции на автомобильном рынке завод стал испытывать трудности со сбытом: уже сегодня на складах дилеров АвтоВАЗа скопилось более 70 тыс. машин. Перспективы на завтра еще туманнее. А в таком полумраке криминал себя чувствует особенно уверенно...
P.S. Перед подписанием номера поступила информация о том, что Александр Самойленко уже не является гендиректором АвтоВАЗэнерго, но остался его совладельцем. Возглавляемой им НК "Итера-Самара" принадлежит 49 процентов акций АвтоВАЗэнерго.