Главная Культура 18:16 06 Ноября 2015 1795
Россия – страна суверенного юмора

Кинорежиссер Алла Сурикова испытала это на собственном богатом опыте

Елена Булова

Народная артистка России, кинорежиссер, сценарист, президент фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!» Алла Сурикова отмечает юбилей. В эти дни ее поздравляют многочисленные друзья и коллеги-кинематографисты, желая крепкого здоровья и новых творческих успехов.

– Алла Ильинична, вот уже почти четыре десятилетия вы верны Её Величеству Комедии. В чем корни такой верности?

– Много лет назад один известный писатель предложил мне снимать кино по его книге. Я сидела без работы, а у него на фильм имелись хорошие деньги. Прочитала книгу и затосковала: герой ненавидел, блевал, осквернял… И хотя это была вполне популярная литература, я позвонила и отказалась: не могу полтора года жить с уродом-героем, от которого – бесконечные страдания.

– В чем секрет вашего жанра? Отчего одному режиссеру достаточно, условно говоря, показать публике палец, и она покатывается со смеху, а другой и сценариста зовет модного, и актеры у него сплошь звезды, а успеха нет?

– Рассмешить гораздо труднее, чем заставить плакать. Оттого удачных комедий гораздо меньше, чем картин, которые только называются комедиями. И среди моих тоже. Бывает и такое, что на площадке все покатываются от хохота, а просмотр пленки вгоняет в уныние. Или отснятый материал смешной, а пригладишь его, причешешь, что-то вырежешь,– и все: вместе с «водой» выплеснут «ребенок». Формулы удачи в комедии (как и в искусстве вообще) не существует.

 

– «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Искренне ваш» «Человек с бульвара Капуцинов» – это восьмидесятые годы. «Две стрелы», «Чокнутые» «Московские каникулы», «Дети понедельника», «Хочу в тюрьму» – комедии девяностых. «Идеальная пара», «Только раз», «О любви в любую погоду», «Полный вперед» – фильмы уже нового XXI века. Как за это время трансформировался жанр?

– На заре человечества люди так же смеялись и плакали, любили и ненавидели, дружили и предавали, как сегодня. Может быть, только чуть наивнее, откровеннее, обнаженнее. Они так же кричали на своем Совете (Большом или Верховном): «Око за око! Кровь за кровь!», когда решались самые главные вопросы власти и межплеменных отношений. (Кстати, именно об этом мы с драматургом Володиным сняли в свое время комедию «Две стрелы»). Я это к тому говорю, что комедия была востребована во все времена, но именно в нестабильные она становилась еще и целебной. «Смейтесь, черт вас возьми!» – говорил Франклин Рузвельт своему народу во времена Великой депрессии. И как мог, поддерживал жанр.

«Жизнь – это не только череда похорон», – утверждал Чарли Чаплин, полемизируя со сторонниками так называемого реализма, который, скорее всего, был просто пессимизмом. Главное чаплинское начало для меня выражается не в его котелке, тросточке и походке, а в соединении юмора и доброты, как источнике жизненной силы и оптимизма, без которых современному человеку просто не выжить.

Знаете, почему вокруг людей, рассказывающих анекдоты, всегда собирается народ? Потому что мы на подсознательном уровне желаем оздоровиться: когда человек смеется, в его кровь поступает дополнительный кислород, и все процессы в организме приходят в равновесие. Это медицинский факт.

При жизни Гайдая от его комедий считалось «хорошим тоном» воротить носы, морщиться, швыряться обидными злыми словами. В кино в ту пору даже существовало такое специально придуманное критикой выражение – «гайдаевщина», то есть низкий жанр, слишком простонародное кино. Это сейчас нам всем стало понятно, что Гайдаю за его комедии монумент надо было ставить до небес, что фильмы его – самые смешные, что так, как он, сегодня никто не умеет! Что надо было под него институты создавать!

Это я к тому, что зрители далеко не всегда принимают современную им комедию. И в этом смысле режиссеры-комедиографы – настоящие камикадзе (а вернее, кОмикадзе).

Наша жизнь сегодня изменилась, и комедии тоже стали иными, нежели раньше. Это закономерно: время диктует свои условия. В современных комедиях, и мы это ежегодно наблюдаем на фестивале «Улыбнись, Россия!», стало больше черного юмора, фарса. Но сам жанр комедии по-прежнему остается наиболее востребованным.

– Говорят, вы предложили Общественной палате сделать призыв «Улыбнись, Россия!» национальной идеей. Это не шутка?

– Нет, какие шутки. А предложите идею получше. Больной человек не улыбается. Улыбается только здоровый. Или тот, кто выздоравливает.

– Как вы выбрали профессию режиссера?

– Я далеко не сразу в нее попала. Одно время работала на авиазаводе слесарем-сборщиком, затем грузчиком в магазине наглядных пособий, позже в театре отчищала старые декорации от краски. В какой-то момент занялась в университете математической лингвистикой и даже защитила диплом на «отлично». Но научная стезя не слишком привлекала, и матлингвистика в итоге канула в лету.

Впрочем, канула не совсем. Лингвистика ушла, мат, точнее его замена – осталась. Я категорически против мата на экране (хотя наш педагог на Высших режиссерских курсах Леонид Захарович Трауберг любил говаривать: «Мат – не роскошь, а прЭдмЭт сохранения режиссерского здоровья»). А вот чтобы придумать ему замену, на помощь и приходит лингвистика. Впервые я опробовал свой метод на фильме «Чокнутые», где в одной из сцен дрались герои Караченцова и Проскурина. Дрались они не слишком серьезно – корзиной да граблями, надо было срочно усиливать эффект крепкими выражениями. Я вспомнила про матлингвистику и нырнула в словари: берешь какое-нибудь редкостное, забористо звучащее слово, цепляешь к нему негативный эпитет – и вперед! Получились выразительные перлы, типа «белендрясы драные», «булдафон хренов», «буерак сопливый», «пентюх вонючий», «валуй сиплый» – емко и доходчиво.

– Многие смешные моменты со съемочных площадок тоже вполне могли бы потянуть на эпизоды хорошей комедии.

– Сплошь и рядом. Но это сейчас, спустя годы, в пересказе, они кажутся смешными, а на площадке выглядели катастрофами. Ведь из-за таких мелких накладок все может развалиться в момент!

На съемках тех же «Чокнутых» мы почти четыре месяца готовили сложнейший эпизод – «Поезд пошел». Под Питером, в Знаменском, построили «первый российский вокзал». На Витебском вокзале расконсервировали исторический поезд, стоящий под стеклянным колпаком – паровоз и четыре вагона. Когда перевозили их по питерским улицам, чуть не провалился асфальт. Изготовили конфетные коробки и специальные шейные платки с паровозной символикой. Три дня заряжали дорогостоящие фейерверки, которые крутятся, сверкают и горят в кадре всего сорок секунд. Собрали и одели массовку: четыреста человек простого люда, около двухсот дворян, конница, военный оркестр, царь, охрана, священнослужители с иконами и хоругвями. Наш поезд должен был тащить тягач, для этого мы специально проложили триста метров настоящих рельсов. Отправлением командовал не кто-нибудь, а замминистра путей сообщения. В день съемок еще раз «прошли» сцену: надо было успеть все снять за те самые сорок секунд! И вот прозвучала команда «Мотор!» Оператор взмывает на кране, Николай Караченцов бьет в колокол: «Ну, с Богом!» Пушка стреляет, конница скачет, народ ликует, господа рассаживаются по вагонам, герои запрыгивают на паровоз, фейерверки загораются, замминистра дает отмашку тягачу: «Поехали!» Поезд стоит на месте. «Поехали!!!» – кричит замминистра куда-то вперед. Поезд стоит. «Поехали!!!!!» – кричим уже мы с замминистра. Поезд стоит… Когда фейерверки отгорели и массовка распалась, поезд тронулся. Мне потом рассказали, какие слова я выдохнула в тот момент. Честное слово – я таких не знаю. Оказалось, водитель тягача отошел за угол и отмашки не видел.

– В чем особенности российского юмора?

– «Наши беды непереводимы», – шутил Жванецкий во времена Брежнева и Андропова. Все смеялись, понимая, о чем речь. Началась перестройка, и во времена Ельцина мы вроде бы стали смеяться над тем же, над чем смеялись в других странах. Казалось, еще чуть-чуть – и мы будем смеяться, как все остальные народы. Ан нет! Сегодняшние наши проблемы снова уникальны, наш юмор снова «суверенный». Как сказал сатирик, «трудно дышать полной грудью, когда ты – в полной заднице». Но народ твердо уверен: «Все, что ни делается, к лучшему. Хотя и не всегда – к нашему». Над чем мы смеемся? Еще Николай Васильевич Гоголь заметил: да над собой! И в этом наша сила.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9368
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7065
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?