Главная Культура 00:03 06 Октября 2023 4394
Четвертый фестиваль Екатерины Первой

Музыкальный праздник «Прима домра» прошел в Тамбове

Сергей Бирюков, Тамбов – Москва
Екатерина Мочалова и ее единомышленники - композиторы и исполнители. Фото автора

Скрипка — Ойстрах, виолончель — Ростропович, альт — Башмет... Домра? Однажды Юрий Башмет сказал Екатерине Мочаловой: ты должна сделать для домры то, что мне удалось сделать для моего инструмента, — доказать миру, что он обладает таким же ярким голосом, как и другие струнные, столетиями боровшиеся за место под солнцем. И молодая домристка, которая лишь в 2012-м окончила Академию имени Гнесиных, с непростой задачей справилась. На днях в Тамбове завершился уже Четвертый фестиваль «Прима домра» под художественным руководством Екатерины.

Она играет на домре-приме. То есть — первой в семействе домр, как скрипка — первая в ряду классических струнных инструментов. Екатерина Первая — звучит по-царски, что вполне соответствует рангу исполнительницы среди ее коллег. Ныне она и ее трехструнная певунья известны на всех континентах. Для домры Мочаловой, равно как и для второго ее любимого инструмента, мандолины, пишут произведения самые именитые композиторы.

Что касается Тамбова, здесь, кажется, сама земля навевает мелодии. Не зря этот город так любил Сергей Васильевич Рахманинов, поселившийся в его окрестностях и написавший в имении Ивановка самые вдохновенные свои партитуры. И Екатерина не ошиблась с выбором места для своего фестиваля, который радушно приняли область, возглавляемая губернатором Максимом Егоровым, и город, руководимый главой администрации Максимом Косенковым.

Музыке вольготно дышалось в стенах Тамбовского драматического театра, где праздник открылся сразу тремя мировыми премьерами — музыкальными иллюстрациями Александра Чайковского к поэме Лермонтова «Тамбовская казначейша», Двумя славянскими песнями Кузьмы Бодрова и бодровской же обработкой «Чаконы» Томазо Витали. Их исполнили московские гости — хор Altro coro Александра Рыжинского, пианистка Екатерина Мечетина, органистка Евгения Кривицкая и, конечно, домристка Екатерина Мочалова.

Навестив с этой же программой Ивановку, Екатерина и ее партнеры через день вернулись в драмтеатр уже с совершенно другим, джазовым репертуаром. А потом переместились в римско-католический костел Воздвижения Святого Креста, чтобы погрузиться в творчество композиторов эпохи барокко. На пороге финала фестиваля Екатерина собрала в стенах Тамбовского музыкально-педагогического института имени Рахманинова молодые таланты и именитых энтузиастов народных инструментов, которые вошли в жюри Второго всероссийского открытого конкурса молодых исполнителей на домре и мандолине. После чего гала-концерт лауреатов и мастеров (в их числе гнесинский профессор Екатерины Вячеслав Круглов, домрист Александр Цыганков, белорусская цимбалистка Вероника Прадед, белгородский дирижер Евгений Алешников и другие музыканты) завершил праздник.

А еще Екатерина и ее коллеги больше недели странствовали по музыкальным школам, музеям, культурным центрам Тамбовской области, давая концерты и мастер-классы для юных и всяких поклонников музыки.

К сожалению, о большинстве из этих событий я могу сказать только кратко-информационно, поскольку добраться до всей фестивальной программы из Москвы оказалось весьма проблематично. Но на одном из концертов, что все же вышло благодаря приглашению Екатерины посетить, остановлюсь особо. Ибо по тому, на каком уровне он прошел, мне кажется, можно судить о фестивале в целом.

Речь о вечере 19 сентября в Драматическом театре. Начать с того, что это был тамбовский дебют одного из лучших столичных академических коллективов — Камерного оркестра Московской консерватории под руководством Феликса Коробова.

Как и до того в программе фестиваля, тут радовала слух классика из классик — Вивальди, Чайковский, Массне... Однако для меня (и, думаю, многих посетителей вечера) особый интерес представили премьеры.

Их было две, а для меня лично — даже три, поскольку «Колыбельной» Андрея Иванова для контрабаса с оркестром я прежде не слышал. Класс этого джазового композитора и контрабасиста прекрасно известен аудитории многих стран. Вот и сейчас трогательная мелодия брала за душу как в изначальном задумчивом варианте, так и в различных темповых преображениях, и, наконец, в проникновенной каденции.

А вот концерта Андрея Микиты «Будущей весной» для мандолины, контрабаса и фортепиано с оркестром до сих пор не слышал никто — это была мировая премьера. Лирическую атмосферу партитуры создали уже вступительные пассажи рояля, из которых пальцы автора (он и пианист) словно вылепили напевную тему, кажется, пришедшую из какого-то кино о первой любви, чтобы затем дать пропеть ее всем солирующим инструментам и, под конец, полному оркестру.

Не скрою — с особым чувством слушал я концерт для скрипки и домры с оркестром «Сквозь листву» Ефрема Подгайца. Ефрем — не только очень известный автор множества оперных, балетных, симфонических, хоровых, камерных произведений, много пишущий и для народных инструментов. Он — мой друг еще с музыкальной школы, мне хорошо знакомо и близко светлое отношение к миру, характерное для его композиторской и человеческой натуры.

Этим светом Подгайцу удается наполнить самые разные музыкальные формы, вплоть до столь прихотливых, как вот этот концерт, сведший воедино, казалось бы, совсем непохожие инструменты. Впрочем, не зря домру за певучесть звука в мире зовут русской скрипкой, о чем сообщила в своем вступительном слове Екатерина (ко всем своим талантам она еще и великолепная рассказчица). Концерт Подгайца, сочиненный в дни пандемии в уединении Сортавальского дома творчества композиторов, и начинается с двухголосного «пения» скрипки (Гайк Казазян) и домры (Екатерина Мочалова), затем в этот шелест переплетающихся линий вторгается жесткая звуковая дробь, словно по той самой сортавальской листве, глядящей в окошко домика композитора, забарабанил холодный северный дождь, а из этого печального «дождевого» фона стали всплывать образы прожитого, от драм до волшебных просветлений, и вот уже очаровательный вальсовый мотив заставляет отступить сиюминутную тревогу. Да ведь и дождь не вечен, и природа помнит о солнце, гимн которому все увереннее поет струнный «хор» в оплетении орнаментов солистов, а в конце кода, подобно часам, тихими щипками совсем уже сроднившихся в звуке скрипки и домры отмеряет вечернее время воспоминаний...

Думаю, эту музыку, появившуюся на свет благодаря легкой во всех отношениях руке Екатерины Мочаловой, ждет прекрасная и долгая судьба. И с нетерпением жду следующих ее инициатив, рождающих музыкальную красоту.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5464
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5104
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...