
Скрипка — Ойстрах, виолончель — Ростропович, альт — Башмет... Домра? Однажды Юрий Башмет сказал Екатерине Мочаловой: ты должна сделать для домры то, что мне удалось сделать для моего инструмента, — доказать миру, что он обладает таким же ярким голосом, как и другие струнные, столетиями боровшиеся за место под солнцем. И молодая домристка, которая лишь в 2012-м окончила Академию имени Гнесиных, с непростой задачей справилась. На днях в Тамбове завершился уже Четвертый фестиваль «Прима домра» под художественным руководством Екатерины.
Она играет на домре-приме. То есть — первой в семействе домр, как скрипка — первая в ряду классических струнных инструментов. Екатерина Первая — звучит по-царски, что вполне соответствует рангу исполнительницы среди ее коллег. Ныне она и ее трехструнная певунья известны на всех континентах. Для домры Мочаловой, равно как и для второго ее любимого инструмента, мандолины, пишут произведения самые именитые композиторы.
Что касается Тамбова, здесь, кажется, сама земля навевает мелодии. Не зря этот город так любил Сергей Васильевич Рахманинов, поселившийся в его окрестностях и написавший в имении Ивановка самые вдохновенные свои партитуры. И Екатерина не ошиблась с выбором места для своего фестиваля, который радушно приняли область, возглавляемая губернатором Максимом Егоровым, и город, руководимый главой администрации Максимом Косенковым.
Музыке вольготно дышалось в стенах Тамбовского драматического театра, где праздник открылся сразу тремя мировыми премьерами — музыкальными иллюстрациями Александра Чайковского к поэме Лермонтова «Тамбовская казначейша», Двумя славянскими песнями Кузьмы Бодрова и бодровской же обработкой «Чаконы» Томазо Витали. Их исполнили московские гости — хор Altro coro Александра Рыжинского, пианистка Екатерина Мечетина, органистка Евгения Кривицкая и, конечно, домристка Екатерина Мочалова.
Навестив с этой же программой Ивановку, Екатерина и ее партнеры через день вернулись в драмтеатр уже с совершенно другим, джазовым репертуаром. А потом переместились в римско-католический костел Воздвижения Святого Креста, чтобы погрузиться в творчество композиторов эпохи барокко. На пороге финала фестиваля Екатерина собрала в стенах Тамбовского музыкально-педагогического института имени Рахманинова молодые таланты и именитых энтузиастов народных инструментов, которые вошли в жюри Второго всероссийского открытого конкурса молодых исполнителей на домре и мандолине. После чего гала-концерт лауреатов и мастеров (в их числе гнесинский профессор Екатерины Вячеслав Круглов, домрист Александр Цыганков, белорусская цимбалистка Вероника Прадед, белгородский дирижер Евгений Алешников и другие музыканты) завершил праздник.
А еще Екатерина и ее коллеги больше недели странствовали по музыкальным школам, музеям, культурным центрам Тамбовской области, давая концерты и мастер-классы для юных и всяких поклонников музыки.
К сожалению, о большинстве из этих событий я могу сказать только кратко-информационно, поскольку добраться до всей фестивальной программы из Москвы оказалось весьма проблематично. Но на одном из концертов, что все же вышло благодаря приглашению Екатерины посетить, остановлюсь особо. Ибо по тому, на каком уровне он прошел, мне кажется, можно судить о фестивале в целом.
Речь о вечере 19 сентября в Драматическом театре. Начать с того, что это был тамбовский дебют одного из лучших столичных академических коллективов — Камерного оркестра Московской консерватории под руководством Феликса Коробова.
Как и до того в программе фестиваля, тут радовала слух классика из классик — Вивальди, Чайковский, Массне... Однако для меня (и, думаю, многих посетителей вечера) особый интерес представили премьеры.
Их было две, а для меня лично — даже три, поскольку «Колыбельной» Андрея Иванова для контрабаса с оркестром я прежде не слышал. Класс этого джазового композитора и контрабасиста прекрасно известен аудитории многих стран. Вот и сейчас трогательная мелодия брала за душу как в изначальном задумчивом варианте, так и в различных темповых преображениях, и, наконец, в проникновенной каденции.
А вот концерта Андрея Микиты «Будущей весной» для мандолины, контрабаса и фортепиано с оркестром до сих пор не слышал никто — это была мировая премьера. Лирическую атмосферу партитуры создали уже вступительные пассажи рояля, из которых пальцы автора (он и пианист) словно вылепили напевную тему, кажется, пришедшую из какого-то кино о первой любви, чтобы затем дать пропеть ее всем солирующим инструментам и, под конец, полному оркестру.
Не скрою — с особым чувством слушал я концерт для скрипки и домры с оркестром «Сквозь листву» Ефрема Подгайца. Ефрем — не только очень известный автор множества оперных, балетных, симфонических, хоровых, камерных произведений, много пишущий и для народных инструментов. Он — мой друг еще с музыкальной школы, мне хорошо знакомо и близко светлое отношение к миру, характерное для его композиторской и человеческой натуры.
Этим светом Подгайцу удается наполнить самые разные музыкальные формы, вплоть до столь прихотливых, как вот этот концерт, сведший воедино, казалось бы, совсем непохожие инструменты. Впрочем, не зря домру за певучесть звука в мире зовут русской скрипкой, о чем сообщила в своем вступительном слове Екатерина (ко всем своим талантам она еще и великолепная рассказчица). Концерт Подгайца, сочиненный в дни пандемии в уединении Сортавальского дома творчества композиторов, и начинается с двухголосного «пения» скрипки (Гайк Казазян) и домры (Екатерина Мочалова), затем в этот шелест переплетающихся линий вторгается жесткая звуковая дробь, словно по той самой сортавальской листве, глядящей в окошко домика композитора, забарабанил холодный северный дождь, а из этого печального «дождевого» фона стали всплывать образы прожитого, от драм до волшебных просветлений, и вот уже очаровательный вальсовый мотив заставляет отступить сиюминутную тревогу. Да ведь и дождь не вечен, и природа помнит о солнце, гимн которому все увереннее поет струнный «хор» в оплетении орнаментов солистов, а в конце кода, подобно часам, тихими щипками совсем уже сроднившихся в звуке скрипки и домры отмеряет вечернее время воспоминаний...
Думаю, эту музыку, появившуюся на свет благодаря легкой во всех отношениях руке Екатерины Мочаловой, ждет прекрасная и долгая судьба. И с нетерпением жду следующих ее инициатив, рождающих музыкальную красоту.