Главная Культура 00:20 06 Сентября 2024 5728
Виртуоз. Мудрец. Боксер. Рыцарь

Свое 80-летие Владимир Спиваков встречает со скрипкой в руках

Сергей Бирюков
Фото: © Natalya Loginova, globallookpress.com

Помню первые выступления Владимира Спивакова и его «Виртуозов Москвы» в телеогоньках. Посреди более или менее официозной советской эстрады это был прорыв в другой мир, где все отличалось особой подлинностью: ювелирная отточенность игры, молодой задор, аристократическая артистичность, чистота стиля, фанатичная влюбленность в музыку. А глаза оркестрантов светились нездешней, непролетарской интеллигентностью, за которой в те годы надо было идти не столько на телевидение, сколько в консерваторию или, допустим, на мехмат университета. Поразительно, но и сегодня, на пороге 80-летия, глаза Спивакова ничуть не утратили этого молодого блеска.

Тогда, в пору жестких регламентов, когда одним суждено руководить, а другим подчиняться, он являл собой несовременное двуединство: лидер и исполнитель, дирижер и скрипач-виртуоз, первый среди равных. Точно так же, не отделяя себя от сотоварищей, становились когда-то в общий оркестровый ряд Бах, Вивальди, Гайдн... Не в этой ли опоре на гигантский опыт искусства — корень той задорной уверенности в своем деле, которым так притягивали и продолжают притягивать спиваковцы?

Притом он потрясающий мастер сольной игры — школа легендарного Юрия Янкелевича в Московской консерватории, помноженная на собственное упорство перфекциониста. Когда в знаменитой песне Рихарда Штрауса «Завтра» голос великой Джесси Норман уносил воображение в просторы небесного сияния, еще выше, покровительствуя ему и тысяче слушательских душ, парила совершенная и чистая, как тонкое перистое облако, мелодия скрипки Спивакова.

С этим уникальным сочетанием тщания и вдохновения он делал и делает все. Вслед за «Виртуозами», когда, казалось бы, только пожинать плоды успеха — создает с нуля уже симфонический коллектив мирового класса: Национальный филармонический оркестр России. Строит Московский международный дом музыки. Одним из первых среди артистов страны создает благотворительный фонд поддержки талантливых и нуждающихся детей, в том числе с тяжелыми заболеваниями. Наконец, среди построенного — и собственная семья, одна из красивейших во всех отношениях: знаменитая актриса, телеведущая, писательница Сати, их три родные дочери — все успешные в различных видах творчества, и четвертая, приемная — дочь безвременно умершей сестры Спивакова Елизаветы.

Многие считают его обитателем горних сфер, чуждым всего суетного. Они просто не представляют себе мощи этой натуры, которая, не дистанцируясь от сора жизни, мужественно выращивает из отнюдь не стерильной почвы прекрасное дерево искусства и доброты. Только так можно было держать удары вроде отпадения первого состава «Виртуозов» во время релокации в Испании или недавнего отказа западных фирм страховать «в опасной России» его любимую скрипку, принадлежащую зарубежным меценатам. Он возродил оркестр, нашел новый прекрасный инструмент...

Перфекционизм не терпит крика. И Владимир Теодорович не любит о себе рассказывать. Потому сегодня о нем расскажут те, кому посчастливилось быть в жизни и искусстве рядом.

Денис Мацуев, пианист:

— Наша дружба — с 90-х годов. Владимир Теодорович ходил на концерты «Новых имен», в которых и я участвовал, опекал нас еще до появления его собственного благотворительного фонда. Когда он давал мастер-классы — естественно, приходили все, не только скрипачи. И инструменты он дарил не только своим прямым коллегам, но талантливым маленьким флейтистам, кларнетистам, виолончелистам.

Ближе мы познакомились, когда он возглавил Российский национальный оркестр, и предстоял наш первый совместный тур по Америке. Контакт случился мгновенно. Я пришел к нему домой, чтобы вдвоем пройти Третий концерт Прокофьева. Вхожу в гостиную и вижу фотогалерею: Менухин, Бернстайн, Маазель... Тут сзади благородный бас, как с небес: «Да-а, сколько прожито, сколько переиграно...». Буквально через неделю мы уже за кулисами Карнеги-холла, вот-вот позовут на сцену. Такое рискованно печатать, но... Тем же тихим роскошным басом небожителя Спиваков говорит: «Денис, постой тут на шухере, пока я посмолю, чтобы нам (крепкое слово) не дали...». Никакого пафоса, демонстрации своей значительности! И этого дружеского градуса наши отношения достигли всего за неделю.

Конечно, я уже тогда понимал, кто такой Спиваков. Артистическая личность колоссальной глубины! У сегодняшних исполнителей нет этой наполненности звука, чарующей теплоты вибрато, философской осмысленности игры. Голос, пришедший к нам из другого века, из эпохи великих скрипачей. Притом что скрипка — страшный инструмент, я бы никогда его себе не выбрал: микрон в сторону — и фальшь. Но спиваковская игра — сама по себе мастер-класс чистоты во всех смыслах слова. Как и вся его натура.

А с другой стороны в нем может вдруг промелькнуть это озорное мальчишество — вспомните его променад-концерты, розыгрыш с третьей бутафорской рукой, приветствующей остолбеневших зрителей... Он же интернатский парень, занимался боксом, мог дать и хук и аперкот, если необходимо было встать на чью-то защиту. Человек, способный постоять за себя и тех, за кого он в ответе. Обожающий свои оркестры. Свой фонд. Своих детей, жену. Когда я говорю про них с Сати, у меня возникает ассоциация только еще с двумя подобными прекрасными творческими и семейными союзами, участники которых вдохновляли друг друга: это Вишневская — Ростропович и Плисецкая — Щедрин.

А вы знаете, что он звезда вотсапа? Мы как-то отдыхали вместе на море, и он спрашивает: «Что это такое?». Я показываю: «Вот делаем фото — и посылаем его кому угодно». Он: «Что, и моей дочке Анюте можно послать?» Я: «Конечно». «И это уже у нее?». «Ну разумеется». И мы действительно получаем мгновенный отклик его Анечки: «Папа, ты пользуешься вотсапом?!». После чего Владимир Теодорович на два часа исчез — как я потом сообразил, он тренировался с телефоном. И с тех пор постоянно посылает мне всякие хохмы — бывает, в три, четыре часа утра, поскольку мы можем в это время находиться в разных частях земного шара. Вот такая ураганная смесь: философ, мудрец, выдающийся музыкант — и совершенно непосредственный, шальной в хорошем смысле слова характер.

То, что он сделал для классической музыки в нашей стране, невозможно сравнить ни с чьим вкладом в это искусство. При всем величии Рихтера или Гилельса — их не узнавали проводницы и стюардессы, не останавливали на улицах прохожие со словами признательности. А он и его «Виртуозы Москвы» стали настоящими народными любимцами. Притом даже своей популярностью он пользуется с эталонным благородством — она помогает ему в его бесчисленных добрых делах.

Отдельно — о его возвращении к скрипичной игре. Честно говоря, мне трудно припомнить другой пример сольной скрипичной карьеры в таком возрасте — из-за тех особенностей инструмента, о которых я уже сказал. И Владимир Теодорович после 70-ти оставил скрипку — дескать, пальцы уже не те. С гордостью признаюсь — я приложил все усилия, чтобы доказать ему неправильность такого решения. В какой-то степени это было моей благодарностью человеку, в свое время введшему меня в мир камерного ансамбля. Мы возобновили наши совместные концерты — и пальцы оказались очень даже те. В апреле на моем фестивале в Челябинске мы опробовали уникальную программу: Третья соната Брамса, Соната Франка — и 15 спиваковских бисов. Эти сонаты — из самого сложного, виртуозного, тонкого, глубокого, что есть в музыке для дуэта скрипки и рояля. А перед каждым из бисов Владимир Теодорович рассказывал, где и когда он их играл. Получилась настоящая история большой жизни в музыке... Скоро мы исполним эту программу на моем фестивале в Иркутске, а 28 сентября — на дуэтном вечере в Московском международном доме музыки. К сожалению, не могу пригласить: билеты были сметены в один день.

Петр Гулько, художественный руководитель Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова:

— Катя (супруга Петра Екатерина Ширман, исполнительный директор фонда — «Труд») знает Владимира Теодоровича 50 с лишним лет. Она работала главным редактором Росконцерта, а он был молодой солист, в 26 лет уже объехал всю страну и восхищал всех, кто его знал, талантом, индивидуальностью, харизмой. И еще — особой интеллигентностью, характерной для мыслящих людей того времени, а сегодня встречающейся крайне редко. Тогда признаком состоявшейся личности считались не деньги в банке, а книжные полки с рядами сочинений великих писателей, где был, допустим, и только что вышедший томик Ахматовой с портретом работы Модильяни на обложке. За этой книжкой выстаивали громадные очереди — Володя был в числе первых, кто ее купил. Его потрясающее знание поэзии, живописи, истории, вообще человеческой культуры — оттуда, из молодости, из страсти к познанию, которую он сохранил на всю жизнь. Ему, например, было бессмысленно советовать, как это делают иногда люди старшего поколения, обращаясь к молодым — «почитайте, что писали об этом Толстой, Достоевский...»: все это было им жадно прочитано уже в самые ранние годы.

А потом Катя представила ему меня. К тому времени уже развернулась Володина благотворительная деятельность, о которой я знал благодаря Катиному в ней участию — например, она помогала передать купленный Спиваковым рояль юному севастопольскому пианисту, победителю конкурса Владимира Крайнева Игорю Четтуеву. В нашем общении возникла идея — поставить эту деятельность на постоянные рельсы. Однажды он позвонил: я готов создавать фонд. Это был 1994 год.

Таким образом у нас тоже юбилей. За 30 лет детям подарено более 1200 инструментов: как говорит Володя, ребенок не должен играть на дровах. Регулярно выплачивается свыше 80 стипендий. У спиваковских ребят есть свой ежегодный фестиваль «Москва встречает друзей». Если же собрать всех детей, участвовавших в наших мероприятиях, возникнет целый город с населением тысяч под 250. Многие из этих звездочек потом выросли в солистов лучших оркестров — Светлановского, Русской филармонии, конечно Национального филармонического, созданного Владимиром Теодоровичем. У гобоиста Алексея Огринчука — пожизненное место в амстердамском оркестре «Консертгебау», наши дети — в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, в Метрополитен-опере... А сколько ребят блеснули на конкурсах Чайковского — Сергей Догадин, Анастасия Кобекина, Дмитрий Шишкин, Мария Зайцева...

На наших глазах происходили и совсем удивительные истории. Дети знакомились и уже не расставались, женились, у них рождались дети, которые в свою очередь приходили в фонд и приводили внуков.

А скольким спасено здоровье! Расскажу вам историю харьковчанина Саши Романовского, на которого Спиваков обратил внимание на конкурсе юных пианистов Владимира Крайнева. Представьте себе: 9-летнего мальчика с перебинтованной неподвижной ногой выносит на сцену его отец, паренек играет так, что всем ясно: это гран-при. Спиваков немедленно реагирует: мальчика устраивают в специализированный санаторий под Рязанью, вызывают к нему одного профессора — из Москвы, другого — из Петербурга... Уточняют диагноз, Катя находит костную клинику, там буквально на следующий день делают операцию. В клинике Сашу прозвали маленьким Моцартом — он каждый день играл на специально привезенном для него пианино... Через 5 лет победил на конкурсе имени Бузони в итальянском городе Больцано. Сегодня Романовский — исполнитель с большой международной карьерой. И артистический директор того самого конкурса имени Крайнева, что когда-то помог определить его собственную судьбу. Одну из сотен судеб, которые сделал счастливыми Владимир Теодорович Спиваков.

Михаил Брызгалов, генеральный директор Российского национального музея музыки:

— Некоторое время назад Владимир Теодорович обратился с просьбой предоставить ему одну из скрипок Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Напомню — коллекция эта организована в 1919 году при личном участии наркома просвещения Анатолия Луначарского и к настоящему моменту насчитывает около 300 инструментов, в числе которых выдающиеся работы Страдивари, Амати, Гварнери... Уникальность этого собрания еще и в том, что в мире нет другого такого музея, из которого на регулярной основе инструменты выдавались бы исполнителям. Разумеется, не всяким, а признанным мастерам или, допустим, молодым талантам, участникам конкурса Чайковского.

Маэстро прекрасно знаком с коллекцией и с самого начала завел разговор об одном из наиболее ценных инструментов — скрипке, изготовленной Антонио Страдивари в 1736 году, т.е. за год до смерти. 92-летним мастером в тот год было сделано не более четырех скрипок. Изучая этот инструмент, поражаешься искусству его создателя. Тут нет инкрустаций и прочих украшений, но все нацелено на мощь и выразительность звука. Ель на верхней деке не особо правильного рисунка, ее слои слегка узловаты, а две половинки, из которых она склеена, взяты из разных брусков, но так подобраны, что резонанс идеален. Нижняя дека состоит из двух половинок одного куска клена с малорельефными «лучами». Скромной, но совершенной формы головка сделана из того же клена, что и обечайки (бортики между деками — «Труд»)... Иными словами, уже сам вид скрипки создает впечатление гармонии между материалом и формой. Звук же исключителен — проникновенность, задушевная нежность, а одновременно величественность, монументальность... Историю скрипки можно проследить на протяжении последних 180 лет. В первой половине XIX века она была куплена в Италии князем Юсуповым и находилась в этом семействе до их эмиграции из России в 1918 году. Какое-то время думали, что и скрипка покинула нашу страну, но через несколько лет ее нашли при ремонте Юсуповского дворца на Мойке в Петербурге в подвальном тайнике. Инструмент прекрасно сохранился, потому что в княжеском доме его держали в специально витрине, доставая для музицирования только в исключительных случаях. Будучи переданной в Госколлекцию, «юсуповская» скрипка затем выдавалась Льву Цейтлину, Давиду Ойстраху, Леониду Когану, Валерию Климову, Дмитрию Берлинскому...

Меня часто спрашивают о цене музейных инструментов, ответ простой: ее нет, потому что они не продаются. Можно, конечно, посмотреть на аукционы, где иногда фигурируют дорогостоящие скрипки. Но, во-первых, инструментов музейного уровня среди них крайне мало, во-вторых назначаемая стартовая цена (обычно несколько десятков миллионов долларов) потом меняется, а конечная сумма держится в тайне.

Я многократно наблюдал, как мастера и молодые музыканты пробовали инструменты Госколлекции. Кому-то скрипка, или альт, или виолончель подчинялись сразу, а кто-то возвращал их со словами: не могу, не дается... Ведь у каждого инструмента — свой характер, нужно уметь с ним общаться, чтобы получить в ответ прекрасный звук.

Когда на «юсуповской» скрипке заиграл Владимир Теодорович, я почувствовал, будто до моего сердца дотронулись чем-то ласковым и теплым. А он сам, закончив игру, сказал: сегодня вечером я буду с ней разговаривать...

Дочь Василия Макаровича считает, что его могли отравить...

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Слухам о насильственной смерти Шукшина без малого полвека. Фото: Генриетта Перьян, globallookpress.com

Актриса Мария Шукшина, известная кроме ярких ролей еще и своими резкими, порой экстравагантными высказываниями, заявила в СМИ, что ее отца — актера, режиссера, писателя Василия Шукшина, которому в эти дни могло бы...

90 лет назад родился блистательный комедийный актер Пьер Ришар

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мало кто знает, что его полное имя звучит куда солиднее — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Предки актера по линии отца принадлежали к старинному французскому аристократическому роду. Его дед был крупным предпринимателем....

Разговор с человеком, чья до предела насыщенная жизнь – путь к гармонии с природой

Сергей Бирюков
Труд
Познание природы – лейтмотив жизни Сергея Ястржембского. Фотографии предоставлены студией «Ястребфильм»

Знаменитый путешественник, охотник, кинодокументалист, писатель, а в прошлом не менее известный политик Сергей Ястржембский выпустил в издательстве «Бослен» книгу «Надежды выстрел». Ее главная мысль: цивилизованная охота...

Культура 00:06 / 06 Сентября 2024 9222
«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Брат-2». Фото: kinopoisk.ru

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который...

Из многочисленных анекдотов о «дорогом товарище» Брежневе именно этот процитирован в заголовке по двум причинам

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Игры» посвящен московской Олимпиаде 1980 года. Фото: imago sportfotodienst via www.imago-images.de, globallookpress.com

Сериал «Игры», о котором пойдет речь, как раз посвящен подготовке и проведению главного мирового спортивного события, состоявшегося в 1980-м в Москве. А престарелый генсек подан в нем столь карикатурно,...

Культура 01:10 / 30 Августа 2024 8674
Русский Дон Кихот

Жизнь и судьба Анатолия Солоницына

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Анатолий Солоницын в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Мосфильм. 1979. Фото: globallookpress.com

Выдающемуся актеру Анатолию Солоницыну 30 августа могло бы исполниться 90. Из них он прожил на свете всего 47 лет. Сыграл (такова уж в его случае магия цифр) 47 ролей. Многие из них вошли в золотой...

Даже звезды становятся жертвой пресловутого квартирного вопроса. Свежий пример – история с недвижимостью Ларисы Долиной

Алекс Зверев
Труд
Добычей мошенников стала московская квартира певицы стоимостью 120 миллионов рублей с хвостиком. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Квартирный вопрос продолжает портить даже знаменитых россиян. В печальный список попала и Лариса Долина. История с продажей ее жилища может обернуться певице потерей денег и репутации. Телефонные мошенники имеются везде,...

Культура 00:17 / 16 Августа 2024 7861
EVA и грехи

Евгения Васильева взялась за «Мастера и Маргариту»

Дина Егорова
Труд
Евгения Васильева: почти автопортрет? Изображение из открытых источников

В Московском доме художника на Кузнецком Мосту открылась выставка скандально известной экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой «Звук тишины». Вернисаж посвящен «всем женщинам, которые страдали от Любви»...

Культура 00:02 / 16 Августа 2024 7815
Календарь: 16 августа

55 лет назад не стало одного из любимейших советских артистов Марка Бернеса

Труд
Советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец Марк Наумович Бернес. Фото из открытых источников

1585 Скончался Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. 1896 В Клондайке открыто месторождение золота. Сюда устремились десятки тысяч золотоискателей, среди которых был и 21-летний Джек Лондон, будущий писатель. 1941 Издан приказ...

МТЮЗ начнет сезон со спектакля о наших современниках

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Супруги Хелимские на фоне картины «Мир Кристины» (Полина Одинцова и Илья Смирнов). Фото Елены Лапиной предоставлено литчастью МТЮЗа

После летнего антракта вновь открывают двери многие театры, в том числе и МТЮЗ. Скоро он покажет премьеру Петра Шерешевского «Медовый месяц в «Кукольном доме» — постановка вышла в конце июня,...

Культура 00:16 / 16 Августа 2024 7628
По следу древней воли

Новый взгляд на связи России с кочевым миром Великой степи

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото с сайта Государственного исторического музея

Исторический музей мастерски устраивает выставки, переносящие в далекое прошлое. Конечно, и недавние события ему подвластны, но произошедшее век-другой назад, как правило, окружено массой интереснейших документов и артефактов....

Об этом сообщил Telegram-канал Mash со ссылкой на продюсера Сергея Дворцова

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Российские артист и телеведущий Максим Галкин (включен в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) опроверг информацию о том, что певица Алла Пугачева планирует до конца года дать в России большой сольный концерт. «Выдумки от...

Язык дан людям для общения и понимания, но те «используют его в политических целях», подчеркнул Андрей Данилко 

Фото: © Maxim Burlak, globallookpress.com

Украинский юморист и певец Андрей Данилко, прославившийся благодаря образу Верки Сердючки, дал интервью латвийскому телеканалу LTV Ziņu dienests. В нем он, в частности, заявил, что от русского языка «отказаться невозможно». Артист...

Культура 00:07 / 09 Августа 2024 6992
Лето с монстрами

Почему наш экран переполнен фильмами ужасов

Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

За две недели проката фильм ужасов «Собиратель душ» собрал (простите за невольный каламбур) 234 млн рублей. Это второй результат года для иностранных релизов — первенство пока остается за «Министерством...

Культура 18:01 / 17 Августа 2024 6938
Восточный ветер

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Philippe Lissac/GODONG, globallookpress.com

До недавнего времени самым популярным у нас азиатским писателем считался Харуки Мураками. Его истории о герое-одиночке читались взахлеб. Привлекали привычные русскому человеку размышления о счастье и о невозможности...

Культура 20:01 / 17 Августа 2024 6895
Та еще Золушка

Именно ее привела в пример сваха всея Руси Роза Сябитова: она посоветовала ищущим женихов девушкам внимательнее читать сказки

Труд
Янина Жеймо в роли Золушки и Алексей Консовский (Принц) в легендарном фильме 1947 года. Фото: globallookpress.com

Роза Сябитова, бессменная ведущая шоу «Давай поженимся!», посоветовала девушкам, находящимся в поисках жениха, внимательнее читать сказки. И в качестве примера привела «Золушку», обратившись к своим...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?