В каждой стране есть места, куда коренной житель с воодушевлением поведет прибывшего издалека гостя, на правах хозяина гордясь причастностью к чему-то очень важному.
В Греции таких мест особенно много, потому что на глазах одного народа сменяли друг друга сказочная мифическая древность, цветущая сложность античности и духовная высота первых веков христианства, развившаяся в мощное древо православия. И главное, что все это продолжает, причудливо переплетаясь, жить на этой земле в виде величественных руин, народных преданий и местных поверий, постоянных находок, напоминающих о глубоком прошлом, в виде свободолюбия в сочетании с верой. Все это наследие принадлежит грекам, но не в меньшей степени и всем европейцам, прежде всего русским и другим православным славянам, которым одинаково близки все причудливые узоры, оставленные историей на карте Греции.
Афины и Аттика
Путешествие по культурной карте Греции стоит начать отсюда не только потому, что сюда прибывает большинство рейсов, но и потому, что именно здесь сосредоточено множество памятников: помимо Акрополя это храм Гефеста, Древняя Агора, огромная колоннада храма Зевса Олимпийского, раскопанный древний район Керамик, тюрьма, где сидел Сократ. Отдохнуть от впечатлений можно в центральном парке у здания парламента, чтобы, собравшись с силами, сделать еще один бросок в сторону богатейшего собрания греческих древностей — Археологического музея, где представлены искусство и быт греков с доисторических времен до заката Древнего мира. А когда надоест замкнутость городской среды, поезжайте на мыс Сунион, где над морем возвышается храм Посейдона, в Браврону, где на берегу тихой бухты стоят развалины святилища Артемиды, или в Элевсин, где совершались знаменитые мистерии.
Иван Русский
Не отъезжая далеко от Аттики, легко сменить античные декорации на общий для наших двух стран православный дух и оказаться в одном из таких мест Греции, где гордишься тем, что ты русский. Речь о храме Ивана Русского (Иоаннис Росос) на Эвбее. Остров этот соединен с материком мостом, а по дороге можно заехать в Авлиду, от берегов которой тысяча кораблей ахейцев отплыли на Трою.
Главный святой Эвбеи при жизни был солдатом петровской армии, плененным турками. Живя у турок в рабстве, Иван заслужил уважение своей стойкостью в вере и праведностью. Еще при жизни святого совершались чудеса, да и после смерти к его могиле приходили за помощью и православные, и мусульмане. Через три года местному священнику было дано откровение, что надо выкопать нетленные мощи Ивана, а еще через 100 лет солдаты султана пытались сжечь тело святого, но пламя дважды отступало от него. Тогда святыню навсегда отдали православной общине села Прокопион, жители которого забрали мощи с собой на Эвбею во время обмена населением между Грецией и Турцией после малоазийской катастрофы 1922 года.
Эпидавр
Через Коринфский перешеек спускаемся на Пелопоннес, всегда являвшийся наиболее самобытной частью Греции. В эпоху Троянской войны здесь располагались цитадели Аргоса, Микен, Тиринфа и Пилоса, отсюда берет начало греческая независимость, здесь стоял Мистрас — последний оплот Византии на западе — и первая столица освободившейся Греции Навплион.
Миновав Коринфский перешеек, едем вдоль северо-восточного берега Арголиды к знаменитому театру в Эпидавре, построенному в IV веке до н. э. Поликлетом-младшим. Огромный театр, вмещающий 13 тысяч зрителей, обладает поразительной акустикой: звон упавшей монетки будет ясно слышен даже на последнем,
Микены
Всего в 30 км от Эпидавра покоятся осколки совсем другой эпохи — самой древней на европейском материке, о которой сохранилась человеческая память. Суровая цитадель Микен на скале обнесена стеной, сложенной из внушительных каменных блоков. Когда великая дворцовая культура угасла и ее блеск канул в забвение, эти стены назвали циклопическими, считая, что только великаны-циклопы могли нагромоздить друг на друга огромные глыбы. Эти камни помнят властительного царя Агамемнона, вышедшего из Львиных ворот под Трою и вернувшегося 10 лет спустя с победой, чтобы пасть под ножом вероломной жены Клитемнестры.
На Микенском акрополе дух захватывает от суровости камня — как рукотворной кладки, так и отвесных скал, хотя все вроде бы такое небольшое и миниатюрное. Но величие, сконцентрированное в этом месте, меняет измерение времени и пространства. Вокруг руины стен, фундаменты древних построек, под ногами — шахтовые захоронения, откуда извлекли золотую маску Агамемнона. Чуть поодаль от цитадели — купольная гробница его отца Атрея. Каменный купол диаметром 14 метров поражает внушительным видом и мрачной памятью упокоившегося там Атрея, угостившего своего брата Фиеста мясом его сыновей.
Олимпия
Продолжаем двигаться от Микен на запад Пелопоннеса, к области Элида, где находятся самый первый в мире стадион и развалины огромного храмового комплекса.
Считается, что первые олимпийские игры были проведены Гераклом еще до Троянской войны, а первые исторические игры были зафиксированы в 776 году до н. э. Вход на олимпийский стадион под выложенной из тяжелых камней аркой — главный ракурс этого комплекса, тем более что остальные сооружения святилища, в том числе храмы Зевса и Геры, были разорены по приказу византийского императора Феодосия II в 426 году н. э. Довершили разрушение землетрясение и затопление святилища разливом реки Алфей. Зато немецким археологам оставалось просто осушить болото, чтобы обнаружить прекрасно сохранившиеся под тиной и илом фронтоны храма Зевса Олимпийского. Их точные копии можно увидеть в музее им. Пушкина на Волхонке. На восточном изображен Зевс, покровительствующий Пелопсу, хитростью победившему царя Эномая в колесничном беге, несмотря на его волшебных коней. Западный фронтон посвящен схватке лапифов с кентаврами, обезумевшими от вина и набросившимися на их женщин. В музее Олимпии хранятся и многие другие шедевры, в том числе Гермес с младенцем Дионисом работы Праксителя.
Дельфы
Добраться до Дельф из Олимпии стало очень легко благодаря сооружению моста Рио-Антирио через Коринфский залив. Надо просто пересечь по нему залив, свернуть на восток к Дельфам, и вскоре вы окажетесь на серпантине, взбирающемся на горы Парнаса.
Виды здесь открываются настолько потрясающие, что начинаешь понимать эстета Аполлона, не поленившегося убить дракона Пифона, чтобы завладеть этим сказочным местом. Ядовитые пары, непрестанно исходившие от драконьего тела, и вводили в транс жрицу Пифию, прославившуюся своими предсказаниями. Цари со всего света наперебой посылали к оракулу вестников, и Дельфы невероятно разбогатели. Вдоль Священной дороги к храму Аполлона стояли ломившиеся от золота сокровищницы (до нас дошли только две — сифносцев и афинян), а все прочие сооружения — ротонда храма Афины, театр, где на Пифийских играх проходили творческие состязания, и даже торговые ряды — поражали своей гармоничностью и вписанностью в ландшафт. В храме, где восседала Пифия, находился и круглый каменный Омфал — Пуп Земли, от которого и происходит название этого места, связанное с понятием «матка, утроба». Прощаясь с Дельфами, не забудьте также осмотреть шедевры дельфийского музея, главный из которых — Дельфийский возничий.
Метеоры
Следующий пункт назначения — тоже важнейший духовный центр, но уже не Древнего мира, а православия. Дорога из Дельф до Метеор лежит на юг через Амфиссу, Ламию и Трикалу. О приближении к цели говорят не столько указатели на ближайший к монастырскому комплексу городок Каламбака, сколько исполинские гладкие утесы, словно вырастающие посереди Фессалийской равнины, чтобы вознести на своих плечах к небу подвижников и пустынников. Их пустыня — самая прекрасная в мире, ибо дерзнувшие подняться на головокружительную высоту словно воспаряют над землей. Недаром «метеорос» означает «поднятые в воздух».
Отшельники сразу облюбовали эти скалы, но им приходилось спускаться для причащения Святых тайн. В Х веке подвижник Варнава основал на одном из утесов скит Святого Духа, затем появились и другие. И вовремя — через два века Грецию наводнили крестоносцы. А в 1334 году Афанасий Метеорский заложил на крутом утесе высотой более 600 метров обитель Великие Метеоры и составил общий устав по образцу афонского. К приходу турок количество горних обителей достигло 20. Накопленная ими духовная сила и недосягаемость с земли позволили сохранить в их стенах не только православную веру, но и многое из культурного наследия Греции.
Вергина, или древние Эги
Чтобы попасть в Вергину из Метеор, есть два пути — или поехать короткой дорогой через Гревену, Козани и Верию прямо до Вергины, или, сделав крюк, выехать на национальное шоссе Афины — Салоники чтобы посмотреть Олимп, македонское святилище Зевса Дион и воспетую поэтами Темпейскую долину. Но если вы в итоге будете возвращаться в Афины, можете осмотреть эти замечательные места и на обратном пути. Тогда же заезжайте и в Фермопилы, где стоит памятник спартанскому царю Леониду с надписью «Приди и возьми».
Что касается самой Вергины, это современное название местности возле древней столицы македонского государства Эги. Согласно последним исследованиям, в обнаруженных там археологами пышных захоронениях покоится Филипп II, прославившийся и как покоритель всей Греции, и как отец Александра Великого. Примечательно, что на могиле Филиппа II выгравирована многоконечная македонская звезда, по сей день остающаяся символом греческой Македонии. В этом же комплексе похоронены одна из жен Филиппа и сын Александра. Помимо усыпальниц в Вергине частично раскопан дворцовый комплекс, который тоже стоит осмотреть.
Святая гора Афон
Как известно, на Святую гору добираются через Салоники, так что можно заодно осмотреть хотя бы их главные достопримечательности — Белую башню и Ротонду IV века н. э. Затем путь лежит на крайнюю восточную оконечность полуострова Халкидика, который так и называется — Афон.
Здесь расположилось целое монашеское государство, состоящее из 20 древнейших монастырей, большинство из которых греческие, но есть и русский, сербский, болгарский, так что Святая гора воистину служит центром мирового православия.
Замкнутость, изолированность от внешнего мира и традиционный образ жизни (даже часы отсчитываются на Афоне по византийскому времени) создают идеальные условия для подвижничества. Поскольку Афон — это государство в государстве, одной греческой визы недостаточно и надо выправить так называемый диамонитирий — разрешение столицы Афона Кареи на посещение Святой горы. Женщинам доступ на Афон запрещен.
Афон уже с IX века служил центром и образцом монашества. Подвизавшиеся там монахи расходились по греческим и славянским землям и основывали новые обители. Святая гора обладала высочайшим духовным авторитетом. Даже османские султаны выдавали Афону охранные грамоты, а российские государи оказывали щедрую помощь русскому монастырю святого Пантелеймона. Не отстает от них и Владимир Путин, посетивший обитель в 2009 году.
Кносский дворец
С острова Крит можно было и начинать путешествие, ибо здесь зародилась первая в Европе цивилизация, память о которой служила питательной средой для микенской, классической и эллинистической Греции. Даже имя этой части света было дано именно на Крите, куда превратившийся в быка Зевс привез приглянувшуюся ему царевну Европу. Но на Крите сохранились и более вещественные свидетельства его расцвета, главное из которых — дворец царя Миноса в Кноссе, отождествляемый с лабиринтом Минотавра.
Грандиозная трехуровневая постройка с множеством залов, покоев и коридоров действительно легко могла дать пищу для рассказов о могуществе Критского царя. Впрочем, сразу бросается в глаза ее резкое отличие от грозных и суровых микенских цитаделей материковой Греции. Дворец Миноса легок, светел и построен для упоения жизнью, а не для войны. Яркие и жизнерадостные настенные росписи, цветные панели, световые колодцы, широкие окна и веранды, балки из холодного камня, искусно отделанного под теплое дерево, — все это настраивает на миролюбивый лад. Так что могущество критян, корабли которых бороздили все Восточное Средиземноморье, основывалось скорее не на воинственности, а на жизнелюбии.
Патмос — остров Апокалипсиса
Из множества мест для паломничества в Греции особняком стоит Патмос, ибо одно событие, произошедшее не нем, оставило неизгладимый отпечаток в истории Церкви и духовном сознании всех христиан. На этом каменистом острове Иоанну Богослову было дано откровение, по-гречески — «Апокалипсис», повествующее о конце света и втором пришествии Господнем. Образы, с детства знакомые многим по церковным росписям, были впервые описаны Иоанну трубным гласом из расселины в пещере на Патмосе, где он подвизался. Насельники монастыря Иоанна Богослова, выстроенного неподалеку в XI веке, покажут вам и саму пещеру Апокалипсиса с расселиной, и крест, начертанный Иоанном Богословом, и место, где спал евангелист. Великое событие оказало огромное влияние на всю жизнь острова: со временем на нем было со-оружено множество монастырей и храмов, открыта духовная семинария, а с 1981 года он получил статус священного острова.
По стопам апостола Павла
С именем апостола Павла связано в Греции множество мест, так как он совершил со своими проповедями четыре путешествия по наиболее значимым греческим городам и островам, посетив Афины, Фессалонику, Коринф, Филиппы, Верию, Кипр, Родос, Кос, Лесбос, Самофракию, Хиос, а по пути в Рим останавливался на Крите и Кефалонии.
В Афинах апостол обратил свою проповедь к народу со скалы Ареопаг у Акрополя. На Родосе его имя носит гавань у подножия акрополя Линда, где высадился апостол, а также источники апостола Павла — тихое, уединенное место с протоками студеной воды. В Филиппах Павел крестил народ в водах прекрасной реки Зигакт, и эти люди стали первыми, принявшими крещение на европейском материке. В Коринфе апостол долго проповедовал и впоследствии стал считаться покровителем города. Во многих местах, связанных с именем апостола Павла, в первые века христианства были построены базилики, некоторые из которых сохранились — как, например, в Филиппах.
В «Деяниях апостолов» описано столько мест в Греции и столько чудес, которые совершил там Павел, что можно брать с собой в паломничество Священное писание в качестве путеводителя.
Кстати
Святой горе Афон был посвящен отдельный выпуск в популярной серии «Православные монастыри» издательского дома «Де Агостини». С 21 августа выходит продолжение ставшей успешной коллекции, рассказывающее о православных храмах. Первый номер новой коллекции «Православные храмы» посвящен собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Каждую неделю журнал будет приглашать в увлекательное путешествие по святым местам. Читатели познакомятся с интересными фактами, таинственными загадками и захватывающими историями всемирно известных церквей. Коллекция поможет оценить красоту убранства православных соборов, откроет тонкости архитектурных особенностей и расскажет удивительные истории людей, чья жизнь причудливо переплелась с историей храмов. Для удобства читателей в журнале будет представлена вся необходимая для путешествия информация.