Иными словами, театр не отказывает себе в удовольствиях, обещая зрителям то же самое. Наверное, Константин Сергеевич Станиславский не раз в гробу перевернулся от такой вакханалии - все-таки он организовывал в этом здании вполне серьезную оперно-драматическую студию... Но многим ли сегодня интересна опера?
Ох не говорите! А вот капустники по-прежнему в цене. Может быть, оттого, что в постперестроечные времена юмора на сцене поубавилось и сатириков осталось мало: раз, два - и обчелся. А может, оттого, что актеры в этом жанре проявляют себя с совершенно неожиданной стороны: ведь режиссер не стоит над ними с палкой. Сочиняй все что вздумается, неси любую околесицу, все спишется за счет доморощенного юмора.
Как известно, в любом театре масса артистов, годами ждущих хоть маленькой роли. Есть они и в Театре имени Станиславского. Вот и в программке нынешнего шутейного представления, которым открылся новый сезон этого театра, главные действующие лица прямо обозначены как "невостребованные артисты". Они порадовали публику, а также главного режиссера театра Татьяну Ахрамкову пародиями на себя же, любимых. И, о ужас, на московское начальство, выделившее колоссальные деньги на празднование 860-летия золотой столицы, но забывшее о своем театральном детище, которому только что исполнилось 60 лет. Конечно, даты несопоставимые, но наследникам Станиславского тоже хотелось бы устроить на сцене "что-нибудь этакое". Хоть настоящий фонтанчик - пусть не такой шикарный, как в Царицыне, а крохотный. Даже очень крохотный - вот как в представленной пародийной пьеске "Евграф - искатель приключений". Ведь стыдно сказать: до сих пор в театре существуют только два технических приспособления для создания сценических чудес: молоток и кувалда, с помощью которых мечущийся за кулисами рабочий устраивает разные превращения. Зависть, конечно, не лучшее чувство, но актеры не скрывали, что жутко завидуют знаменитому французскому режиссеру Роберу Лепажу, покорившему Москву во время недавнего Чеховского фестиваля своими техническими фокусами.
Зато наша голь на выдумку хитра: надел актер черный плащ и превратился в невидимку на фоне черного задника. Этот фокус-покус использовали еще наши прапрадеды, в полном ходу он и теперь, в век космических ракет и всеобщей компьютеризации... Одним словом, жесткая (если не жестокая) экономия. До такой степени, что другой номер пародийной программы - сказку "Белоснежка и семь гномов" с ее кучей персонажей - сыграл... один-единственный артист, демонстрируя чудеса перевоплощения (вот тут Станиславский, быть может, слегка улыбнулся на своих небесах).
Еще шутники "протащили" собственный театр за медлительность. "Здесь репетиции идут по три года, а билетеры подали в отставку", - пели "невостребованные артисты", намекая на то, что премьеры случаются крайне редко и поэтому самое излюбленное место актеров - правильно, еще классик сказал: буфет.
Как все это выдержала Татьяна Ахрамкова, я не знаю, но боюсь, любителям капустников новых ролей в ближайшее время не видать... Впрочем, досталось не только ей. Весельчаки спародировали даже... "братский" МХТ, которому, как заявил на днях его лидер Олег Табаков, выделен высочайший многомиллионный грант. "Станиславцы" просто повторили мхатовскую мизансцену, только представили, будто 5-миллионное счастье обрушилось не на коллег из Камергерского переулка, а на их "бродвейский театр". И надо было видеть, как смеялся весь зал. Хоть и был это классический случай "смеха сквозь слезы": все же понимали, что такое бывает только в пародиях.