Выставка посвящена жизни и подвигу молодогвардейцев. Тема хрестоматийная, но до сей поры острая, кровоточащая — несмотря на прошедшие с тех событий 70 с лишним лет. Так тесно здесь переплетены судьбы, версии, легенды, документы, правда и лжесвидетельства.
В фойе на 3-м этаже музея непрерывно идет документальный фильм «По следам «Молодой гвардии» — со страшными кадрами подъема тел мучеников из шахты после освобождения Краснодона. Мороз по коже, когда вглядываешься в их портреты — наверное, так и должны выглядеть святые. А сейчас таких лиц нет. Уже нездешними выглядят и цитаты из старых школьных сочинений, написанных молодогвардейцами. Вот, почитайте. «Люблю ли я свою Родину? Готов ли я защищать ее до последней капли крови? Да. И когда нужно будет принести себя в жертву Родине, я не задумываясь отдам свою жизнь...» А вот Ульяна Громова пишет в дневнике: «Взгляды, новые идеи, знание жизни — вот что дают книги».
— Подпольное молодежное движение в годы Великой Отечественной было массовым, — подчеркивает замдиректора музея Виктор Скрябин. — Людиновское подполье в Калуге, подпольщики в псковском Острове, в Клетне Брянской области. Около ста мобильных групп действовало в Крыму. В Белоруссии — свыше 400 организаций... Как бы ни относиться к той государственной системе, нельзя не признать: за два десятилетия в стране выросли люди, не щадящие себя ради Отечества...
Дети Сорокинской копи
Хутор Сорокин славился месторождениями каменного угля. Добыча шла кустарным способом на шахтах-мышеловках (так их прозвали сами шахтеры), не имевших ни запасного выхода, ни вентиляции. В 1914-м образовалась Сорокинская копь, давшая жизнь Сорокинскому руднику, из которого и вырос Краснодон. Летом 1942-го сюда вошли немцы.
В сентябре подпольная организация уже сформирована, работу штаба направлял красноармеец Иван Туркенич. Начштаба — Иван Земнухов, Любовь Шевцова — радистка (закончила разведшколу НКВД). Сергей Тюленин осуществлял дерзкие вылазки и захваты. Олег Кошевой, которого считали комиссаром, отвечал за безопасность... Это если по классическому канону, как в романе Фадеева.
На самом деле комиссаром был Виктор Третьякевич. Его хромовые сапоги, предоставленные музеем «Молодая гвардия» подмосковного Щелково, стоят в экспозиции. Долгие годы он числился предателем, выдавшим организацию фашистам. Только в 1960-х, когда подняли дело следователя гитлеровской полиции Кулешова, расстрелянного в 1943-м за измену Родине, выяснилось, что Третьякевича намеренно оболгали, чтобы внести раскол и сломить остальных. Рассекречивать документы о молодогвардейцах начали в 80-х, правды, по словам сотрудников музея, становится все больше. А вот вопросов меньше не становится. Что погубило молодогвардейцев? Плохая конспирация, донос Почепцова? Но парню было всего 15 лет. Откуда у него весь список организации, если молодогвардейцы действовали пятерками, причем одна не знала другую? Не исключено, что предателей вообще не было, а слух о них пустило гестапо — все с той же целью деморализовать организацию.
Историки расходятся во мнениях даже по вопросу о численности организации. Кто-то говорит, что в ней было 70 членов, другие — больше 100. Документов масса, но не все еще открыто. Посетителям выставки демонстрируют материалы по крымским комсомольцам, которые после газетных публикаций в 1943-м о подвиге краснодонцев создали свою «Молодую гвардию» в селе Марфовка под Керчью. Их тоже раскрыли и уничтожили фашисты.
А краснодонских молодогвардейцев казнили в феврале 1943-го. В шурфе шахты № 5, куда сбросили тела 49 комсомольцев, были обнаружены еще 22 расстрелянных.
В жизни и в кино
В сентябре в том же Музее Великой Отечественной войны пройдет круглый стол с участием коллег из Краснодона и Луганска, помогавших устроить экспозицию, и с показом знаменитого герасимовского художественного фильма. Это уже отдельная история.
Сергей Герасимов сперва поставил спектакль с Гурзо, Мордюковой, Макаровой — все потом плавно перешли в фильм, давший творческий старт также Моргунову, Лучко, Юматову, Шагаловой, а как режиссеру — Лиозновой, помогавшей здесь своему учителю. Есть уникальные кадры с тех съемок: импровизированная гримерная на открытом воздухе, юная Нонна Мордюкова, рядом трофейная немецкая камера. Молодой Герасимов, Фадеев и Шостакович — автор музыки к фильму... 27-летний Сергей Бондарчук, не рассчитывавший, что его возьмут сниматься, называл «Молодую гвардию» заветной страницей своей актерской биографии.
Вот фото охлопковского спектакля 47-го года из фондов Бахрушинского музея. Юрий Любимов в роли Кошевого, Фаина Раневская — его сценическая бабушка, Мария Бабанова — Любка Шевцова. Инна Макарова вспоминала, как коллеги-сверстники приходили на герасимовскую постановку в Театре-студии киноактера, и Бабанова не верила, что Любка — ее первая роль. Когда она запевала «Дивлюсь я на небо» и за ней песню подхватывала вся тюрьма, зал начинал плакать. На предпремьерном показе лились слезы и у Фадеева...
Зачем Фадеева заставили переписывать роман
Роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» перевели на множество языков -вплоть до персидского и урду. Тиражи просто зашкаливали. На музейном стенде есть первое издание 1946 года, а рядом переработанное, 1947-го, дополненное страницами о руководящей роли коммунистов в организации молодежного подполья.
В Краснодон за подробностями Фадеев отправился в 1943-м. Поселился в доме Елены Николаевны Кошевой — матери Олега Кошевого, что вызвало обиду других родственников молодогвардейцев. То, что настоящие фамилии соседствуют в романе с вымышленными, также дало повод к домыслам и спорам, невзирая на пояснение автора, что образ предателя у него собирательный.
Роман подвергался многократной редактуре, цензуре и критике. Хотя сыгравший Олега Кошевого Владимир Иванов в одном из интервью сказал: «Я не просто играл роль — я изучал материалы Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию боевой деятельности и причин гибели «Молодой гвардии» и с полной ответственностью могу заявить, что не знаю в отечественной литературе другого произведения, которое столь документально и со знанием всех подробностей отразило бы те события...» Но все познается в сравнении.
На выставке лежат капсулы с землей с братской могилы молодогвардейцев. В живых тогда осталось лишь семеро: Валерия Борц, Ольга и Нина Иванцовы, Георгий Арутюнянц, Михаил Шищенко, Радик Юркин, Василий Левашов. Почему-то в мирной жизни они не общались, избегали друг друга...
Слово эксперту
Андрей Турков, литературовед, критик, участник Великой Отечественной
— Фадеев был художник трагических сюжетов, и его очень взволновала героическая история подпольной комсомольской организации в Краснодоне. Начал он писательскую биографию страшной повестью «Разгром» о партизанском отряде. Долго, мучительно писал о Гражданской войне на Дальнем Востоке («Последний из удэге»), так и не закончил эту вещь... А в сюжете о «Молодой гвардии» он почувствовал отголосок темы «Удэге». О поражениях 1941-1942 годов в ту пору, да и позже тоже, писалось неохотно. И вдруг на фоне отступлений частей, оборонявших Краснодон, паники и бегства людей оттуда, возникают мальчики и девочки, поднявшиеся на отчаянную борьбу с врагом.
Можно спорить об успехах и недостатках романа, но там есть поразительно трогательные вещи. К примеру, эпизод, когда Ваня Земнухов с другом в колонне беженцев своим разговором поднимают настроение идущему рядом в подавленном состоянии майору.
Книга совпадала с идеологическим заказом, но тема отвечала и собственным представлениям Фадеева. Информация, поступившая к нему, оказалась односторонней, в чем-то неверной, что отразилось на выведенных в романе персонажах. Тем не менее главное он выполнил: показал молодежь, взвалившую на свои плечи бремя тяжелейшего периода войны.
Роман получил большой общественный резонанс. Но потом взяло верх нежелание знать правду о трагедии начального периода войны. Книгу прочитал Сталин, и то, что молодогвардейцы оказались самостоятельны в своих действиях, а не направлялись волей партии из центра, ему очень не понравилось. Не понравился вождю и показ отступления нашей армии, исхода местных жителей из Краснодона... Пошла волна критики Фадеева. Кстати, он не единственный, кто пострадал по этой причине. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» о героизме простых солдат тоже ругали за то, что там недостаточно показано руководство фронтом. Позже те же претензии предъявляли и Василию Гроссману за «Жизнь и судьбу».
Фадеев вынужден был с учетом высоких указаний исправлять написанное.
Роман в новой редакции объявили большим творческим достижением. На самом же деле это было насилие над замыслом Фадеева. И писатель пережил это внутренне очень тяжело. Я считаю, что первый вариант романа «Молодая гвардия» был значительно лучше второго. Тем не менее, книга эта в любом случае занимает почетное место и в литературе нашей, и в истории Великой Отечественной.