Оказавшись в прихожей, парень (на вид лет двадцати с небольшим) ловко (что было непросто, памятуя о громоздкости предмета) распахнул, как выяснилось, не чемодан, а необычный для содержимого такого рода футляр и извлек из него "суперпылесос": "Последнее слово бытовой техники! Только у нас и нигде больше! Если закажете сейчас, скидка 15 процентов". Аппарат оказался действительно классным, с каким-то новшеством, которого не было у тех, что в продаже. Но цена!.. "За прогресс надо платить. Вы будете обладать тем, что есть только у избранных!"
Увы, быстро прояснилось, что я не клиент для подобных эксклюзивов по цене в четыре номинала. Но разговорились. Оказалось, что "торговые представители", как в Финляндии именуют коммивояжеров, и сегодня колесят по городам и весям с такими вот впечатляющими уже одним своим видом кофрами, в которых порой целый набор всевозможных полочек и подставочек для действительно не попавших еще на прилавки изделий. Ставка делается на новизну, этакий эксклюзив.
Но работа не сахар. Жизнь за рулем представительного фургончика. Неделями вдали от семьи. Постоянное напряжение: заработок впрямую зависит от конкретного результата. Гарантий дохода никаких. Хотя, если повезет, на процентах от заказов можно заработать в два, а то и в три раза больше, чем за то же время, просиживая штаны менеджером в универмаге. Да еще стрессы от "прелестей" общения с "благодарной публикой", вплоть до хлопка дверью по носу. Кто-то действительно не доверяет обивающим пороги, кто-то ненавидит за то, что "бродячий торговец" может получить сотню-другую евро комиссионных "за просто так". Те, кто так думает, и знать не желают, что на каждую удачную сделку приходятся десятки безуспешных переговоров с зачастую весьма недоброжелательными людьми. Но даже с ними нужно быть предельно вежливым, выдержанным и терпеливым.
Никто из торговых представителей напрямую, "живьем" не торгует. Финский коробейник - лишь промоутер нового, не поступившего на рынок товара. Его задача - ознакомить потенциального покупателя с потребительскими свойствами нового продукта, с образцами - чтобы обязательно подержали в руках, - вручить печатную информацию и, если удастся уговорить, подписать договор об условиях поставки, загипнотизировав клиента скидками, удобными условиями и сроками оплаты, премиальными презентами, "бесплатностью" доставки, которая на самом деле включена в стоимость.
Ну а что же российский "челнок" в Финляндии? Он тоже персона, широко известная в узких кругах. Десятки телерепортажей демонстрировали финскому зрителю сцены, поражавшие своим выпадением из местных реалий. Русские шопинговые туристы в секунды расхватывают дешевые гладильные доски. А вот - баталия за обладание сковородами в объявленной на конкурс (то есть обанкротившейся) посудной лавке. На распродаже носильного ширпотреба тот же принцип "кто не успел, тот опоздал": надо уметь энергично работать локтями, чтобы было что затем сдать оптовикам в Выборге, Питере, Петрозаводске. Улица с односторонним движением, чему финны по понятной причине были рады-радешеньки: купи у нас - перепродай дома. Доля иностранных "челноков" в экспорте всегда в серой зоне, но прибыли для государства складываются в огромные суммы, сопоставимые с результатами деятельности корпораций.
Однако эра благоговения перед всем, что оттуда, у нас стала подходить к концу. Будто ветром сдуло так называемые "красные площади" финских городов, где россияне иногда прямо с автобусов торговали матрешками, самоварами и жостовскими подносами в открытую, а водкой и сигаретами - из-под полы. Курс евро отпугивает сегодня от Финляндии не только "долларовых" российских туристов, но и "челноков". Закамуфлированные под туристические, но целевым образом используемые только нашими коробейниками автобусы все еще исправно курсируют от Московского вокзала в Петербурге до центра Хельсинки, но былого воодушевления и задора нет и в помине. Да и таможня стран-соседей прижимает их все сильнее. Нужно обладать недюжинными выносливостью и упорством, чтобы, стиснув зубы, умудриться с огромными баулами протиснуться сквозь игольное ушко досмотра, точно уложившись в предельно допустимый весовой норматив - 50 кило на человека.
Но если наши коробейники скупают чужое, чтобы продать своим, понимая, что рано или поздно цивилизованные формы торговли их задушат, то финские остаются узаконенным винтиком национальной экономики. Благодаря мобильной торговле сотни небольших фирм, а именно они и есть становой хребет финского народного хозяйства, получают возможность представить потребителю свою продукцию, не выходя на рынок, где правят бал магазины сетевых гигантов с отлаженной системой поставок, вклиниться в которую новичку очень трудно. У маленьких предприятий появляется возможность реализовать смелые, оригинальные новаторские и дизайнерские задумки. А это в свою очередь способствует появлению новых рабочих мест.