Главная Культура 14:00 06 Июля 2023 1970
Звезда Давида на рождественской елке

Том Стоппард и Алексей Бородин напомнили: нацизм не собирается уходить со сцены истории

Любовь Лебедина
Герман Мерц (Евгений Редько) уверяет своего шурина Людвига (Александр Доронин), что будущее безоблачно. К сожалению, он жестоко ошибается... Фото Марии Моисеевой предоставлено РАМТом

В Российском академическом молодежном театре состоялась премьера спектакля «Леопольдштадт» по пьесе всемирно известного драматурга Тома Стоппарда. Впервые ее поставили в Лондоне в январе 2020 года и сразу присудили премию Лоуренса Оливье — самую престижную театральную награду Великобритании. Таким образом, московская постановка — всего лишь второе в мире прочтение семейной саги о преследованиях и изгнании евреев из Австрии.

Для самого Тома Стоппарда тема холокоста — в особой степени больная, потому что личная. Томаш Штраусслер, родившийся в 1937 году в Чехословакии в еврейской семье, к счастью, чудом успевшей бежать из-под грянувшей вскоре нацистской оккупации, до 50 лет не знал этого своего природного имени и того, что нынешняя фамилия, ставшая всемирно знаменитой, была дана ему лишь после второго замужества матери за британцем Кеннеди Стоппардом, чтобы мальчик не чувствовал над собой дамоклова меча антисемитизма. В течение последующих 30 лет гроздья гнева побуждали писателя рассчитаться с коричной чумой, которая и сегодня продолжает отравлять миллионы голов человеконенавистнической идеологией превосходства одной расы или нации над всеми другими. Потому, когда пьеса была написана и ею заинтересовался Алексей Бородин, Стоппард вопреки всем нынешним западным русофобским веяниям охотно пошел навстречу своему давнему творческому партнеру и другу, в чьем Российском академическом молодежном театре на протяжении многих лет с успехом шел его «Берег утопии». А после московской премьеры «Леопольдштадта» отправил поздравительную телеграмму российскому коллективу с надеждой на скорую встречу.

Нет, совсем непросто было Алексею Бородину и его верному сподвижнику сценографу Станиславу Бенедиктову (недавно ушедшему из жизни) воплотить на сцене автобиографическую сагу. В течение двух с половиной часов разворачивается трагическая панорама судьбы большой еврейской семьи, члены которой поначалу отказываются верить, что в культурной Австро-Венгрия возможно, и совсем скоро, объявление евреев врагами арийского народа. Так, глава семейства, успешный коммерсант Герман Мерц в исполнении Евгения Редько, на сто процентов уверен, что и он, и его многочисленная родня навсегда останутся частью благополучного класса Леопольдштадта (еврейского района Вены) и всей имперской столицы. В рождественскую ночь 1899 года он является при параде, с дорогими подарками, и многолюдное семейство из 30 человек усаживается за праздничный стол, а на верхушку елки — атрибута христианского Рождества — малыш прикрепляет звезду Давида — главный символ иудеев. Импозантного Германа, женатого на католичке, это ничуть не смущает: в космополитичной Вене католики, протестанты, иудеи сплошь и рядом связывают себя супружескими узами, а то и переходят из веры в веру. Вот и сам Мерц прошел обряд крещения, чтобы не слыть чужаком в кругах австрийской знати. Поступками его двигают расчет и оптимизм. Он даже терпит любовные отношения своей жены Гретль (актриса Виктория Тиханская) с бравым кавалеристом Фрицем (Даниил Штерлинг), так как от этого романа может родиться чистокровный ариец, законный наследник процветающей фирмы, торгующей дорогими тканями.

Но постепенно атмосфера беспечности все более вытесняется тревожным ожиданием. Это неостановимое движение к краху подчеркивается бесконечным вращением сценического круга, где респектабельное прошлое семьи, ее горькое настоящее (кто-то пришел с Первой мировой войны калекой, а кто-то и вовсе погиб) и страшное будущее с потрепанными чемоданами на пустой сцене как бы смешиваются в одно состояние неотвратимой катастрофы. Центральная сцена печально знаменитой Хрустальной ночи 1938 года обрубает историю когда-то благополучного дома с его обитателями, вынужденными по приказу нацистского офицера освободить родовое гнездо. В явную насмешку над застывшими в немом оцепенении стариками и женщинами, прижимающими к груди младенцев, самонадеянный хлыщ заставляет одну из них «изобразить» на стареньком рояле вальс «Голубой Дунай», испытывая несказанное наслаждение от унижения людей. Хотя ни слез на почерневших от горя лицах, ни столь чаемого им стона покорности он не добьется. Ответом будет гордое молчание и непокоренное достоинство в глазах.

Сколько раз мы видели в фильмах эту жуткую картину изгнания, но в спектакле Бородина она поражает с силой оголенного электрического провода, подключенного к неравнодушному сердцу. Хотя заметьте — постановка внешне совершенно традиционна, свободна от акробатических и иных модных «новаций».

Многофигурный эпос о вере и иллюзиях, личности и насилии, голосе крови и ксенофобии, напоминая о гибели миллионов евреев в фашистских лагерях смерти, в конце спектакля поднимается над национальной темой, превращаясь в призыв задуматься о будущем всей нашей планеты, которая может погибнуть из-за набирающих силу военных конфликтов.

В 1955 году в опустевшей гостиной, где когда-то звучала музыка Шуберта и Малера, играли в шахматы, спорили, мечтали о светлой перспективе детей, ни на секунду не сомневаясь, что они будут жить в царстве красоты и прогресса, встретились трое выживших в Холокосте — Роза, Натан и Лео. Три осколка некогда огромного семейства, которым становится ясно, что после Второй мировой войны нацизм никуда не делся, он только затаился в выспренных лозунгах шовинистов, а нынешняя европейская цивилизация — ничто иное, как тонкая вуаль, под которой скрывается звериный оскал людоедов. Недаром Зигмунд Фрейд говорил: «Культура никогда не сможет искоренить варварство». Спектакль Молодежного театра «Леопольдштадт» с подачи Тома Стоппарда ставит очень сложный вопрос, на который зрителю предстоит ответить: как жить во враждебном мире, не теряя себя и своих корней.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5485
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5129
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...