Главная Культура 21:39 06 Июня 2020 1242
Рассадка - в шахматном порядке

Небогатые коллеги щедрее к собратьям, чем богатое государство

Любовь Лебедина, театральный критик

Театры, закрывшие в этом году сезон на три-четыре месяца раньше обычного, сейчас думают «на два фронта»: как начать работу с публикой в августе-сентябре и притом покрыть дыры в хозяйстве, которые причинил паралич работы во время пандемии. Если, конечно, коронавирус не даст второй волны...

В связи с этим Союз театральных деятелей во главе с Александром Калягиным собрал на онлайн-конференцию «Театр и новая реальность. Предлагаемые обстоятельства» секретарей и председателей отделений СТД, а также худруков и директоров театров Сибири, Урала, Дальнего Востока и, разумеется, обеих столиц. Вопросов — три: как выходить из режима карантина, на какие меры государственной поддержки надеяться, ну и насколько посткарантинная жизнь театров будет отличаться от прежней, бывшей до пандемии.

Напомним, подавляющее большинство российских театров — государственные. Ни один из них не является самоокупаемым, такое в театральном деле — почти что фантастика (почему почти, скажем чуть ниже). Правда, все до сих пор получали субсидии — такие, чтобы хватило на выплату 50 процентов установленных окладов, остальные 50 процентов театры зарабатывали за счет проданных билетов. Но в режиме карантина касса практически свелась к нулю.

А тут еще директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Оксана Косарева предложила продавать билеты на новый сезон через ряд и только на каждое третье место. Ну и представьте себе, сколько при такой рассадке соберешь со среднестатистического зала на 800 мест при стоимости билетов около 500 рублей. Как ни крути, а выше 100 тысяч не прыгнешь, при том что риск заражения все равно будет велик. Даже если отменить буфеты (каковые тоже источник дохода — за аренду помещения) — гардероб и туалеты при всем желании отменить нельзя, а там соблюдать социальную дистанцию крайне проблематично.

Неслучайно генеральный директор «Балтийского дома» Сергей Шуб категорически выступил против «гнездового» способа решения проблемы. Театры и не заработают на нем, и станут потенциальным очагами пресловутой «второй волны», которой никому не хочется. Он рассказал о другом опыте: уже сейчас в его театре продаются билеты с открытой датой, дающие право зрителю посмотреть (по предварительному согласованию с дирекцией) любой интересующий его спектакль до конца календарного года. То же распространяется и на билеты, оставшиеся от не состоявшихся апрельских спектаклей.

Но пока самим работникам театра надо на что-то жить. А на что, если даже в небедном городе Санкт-Петербурге комитет по культуре сперва хотел урезать и без того не роскошное финансирование, которое имели коллективы до пандемии. Лишь недавнее письмо Александра Калягина к губернатору с протестом против такого намерения помогло сохранить артистам их оклады.

Хорошо, что, например, в Ульяновской области к губернатору Сергею Морозову ходить на поклон не надо — он исправно возмещает театрам все потерянные доходы и сохраняет постановочные выплаты коллективам, возобновившим (хотя бы в онлайн-формате) репетиционный процесс.

Кстати, репетировать начали и в пяти театрах Воркуты, поскольку в этом северном городе зафиксировано лишь несколько случаев заражения коронавирусом. Но и там не без сложностей: как сообщила председатель местного отделения СТД Елена Пекорь, эти коллективы, базирующиеся в относительно небольшом городе, сводили концы с концами за счет гастролей, но сейчас поездки крайне проблематичны, артистов просто не отпустят в города, где действует карантин. То же самое — в Татарстане, где маленькие театры существуют далеко не только в столичной Казани, но вряд ли они «накатают» себе средств, чтобы открыть новый сезон вовремя.

В группе особого риска — музыкальные театры, которым в силу их специфики крайне трудно работать на удаленке: ну как соединить пресловутым зумом солистов, хор, оркестр, кордебалет? Константин Зайнулин, директор Хабаровского музыкального театра, недополучившего за два карантинных месяца 15 миллионов рублей, признался, что пока не может принять от зрителей билеты за не показанные спектакли, потому что нечем компенсировать их стоимость.

Но хуже всех частным театрам. Мы можем справедливо возмущаться цинизмом местных властей, предлагающих, например, театрам Нижнего Тагила брать кредиты на покрытие ущерба, причиненного пандемией. Будто это частное предприятие, а не государственное учреждение. Но у этих госучреждений есть хоть какой-то шанс на борьбу. А у такой редкой птицы, как, допустим, екатеринбургский «Коляда-театр» — один из штучных в нашей стране, существующий только на самоокупаемости (вот откуда «почти» в начале нашей заметки), уже 18 лет собирающий лауреатские звания на престижных мировых фестивалях, — этих шансов практически нет. Спасибо коллегам — участники совещания дружно пообещали уникальному уральскому коллективу материальную поддержку.

И этот жест людей, которые сами по большей части находятся в стесненных обстоятельствах, говорит о сохраняющейся поныне особой миссии театра: он по-прежнему территория, где толпа превращается в народ, а люди обретают духовную почву под ногами. Не зря участники встречи вспомнили гораздо более тяжелые военные годы, когда театры из Москвы, Ленинграда и других прифронтовых городов эвакуировали на Урал, в Сибирь, Казахстан, где потом при поддержке приезжих мастеров вырастали свои сильные коллективы, зрели новые яркие традиции и личности, помогавшие стране преодолеть трудную полосу.

Ну а если даже тогда выстояли — неужели сегодня не справимся? Неужели театр не шагнет в новый сезон обновленным, впитавшим в себя небывалые форматы, которые рождены временем самоизоляции, а может быть — вспомнившим старые, утраченные за последние десятилетия, но не растерявшие потенциала жанры видеоспектакля или радиопьесы? Поживем — увидим.

P.S. «Коляда-театр» все-таки закроется. Как сообщило РИА «Новости», его основатель и глава Николай Коляда вынужден отправить артистов в бессрочный не оплачиваемый отпуск:

— Сегодня я выдал последний раз зарплату своим артистам... больше денег нет... В Екатеринбурге сейчас непростая ситуация с коронавирусом, так что подработать им негде. Нам посоветовали встать на биржу труда, но это, говорят, очень трудно — слишком много желающих.

Коляда поблагодарил всех, кто в это сложное время помогал — руководителя московского театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана, ректора ГИТИСа Григория Заславского, председателя СТД Александра Калягина, обыкновенных зрителей.

— Жалко театр, который успешно существует уже 18 лет, создан коллектив, репертуар, — заключил режиссер. — И мы всегда неплохо зарабатывали сами себе на жизнь, играли по несколько спектаклей в день, много гастролировали и в России, и за рубежом. Никто не думал, что что-то может измениться. Но вот случилось...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9368
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7066
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?