Главная Культура 00:23 06 Мая 2022 14129
Москва наносит ответный удар

В канун Дня Победы на экраны вышли два новых достойных фильма о войне

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «1941. Крылья над Берлином» с сайта kinopoisk.ru

Запомните эти названия: «Первый Оскар» и «1941. Крылья над Берлином». Поставили фильмы режиссеры Сергей Мокрицкий и Константин Буслов, уже работавшие ранее с военной темой. Первый несколько лет назад снял драматичный и при этом согретый лирическим теплом фильм «Битва за Севастополь» с Юлией Пересильд и Евгением Цыгановым в главных ролях. Второй поставил добросовестный, хотя и несколько старомодный, советский по стилистике байопик «Калашников» о конструкторе оружия. В своих новых работах оба режиссера (каждый в силу собственных дарований) сделали, как мне кажется, шаг вперед в творчестве.

«Крылья над Берлином» посвящены малоизвестной и при этом очень яркой странице Великой Отечественной. Странно, что никто раньше не додумался снять об этом кино. Оказывается, 27 июля 1941 года, когда фашисты уже совершали варварские авианалеты на Киев, Смоленск, Москву, Ленинград, Сталин приказал ответить бомбовыми ударами по Берлину. И 7 августа с секретного аэродрома, расположенного на эстонском острове Сааремаа, был совершен вылет 15 бомбардировщиков под командованием полковника Преображенского. В общей сложности было девять таких вылетов, во время которых на Берлин была сброшена 21 тонна бомб, но создатели фильма сосредоточились на первой, самой удачной операции.

Ударной группе было необходимо преодолеть без дозаправки почти 1800 километров — это в оба конца. Лететь пришлось семь часов и на высоте 7 тысяч метров — чтобы стать недосягаемыми для прожекторов и ПВО противника. На протяжении всего полета летчики находились в кислородных масках, из-за низкой температуры за бортом стекла кабин и очки их шлемофонов покрылись наледью. Вдобавок экипажам строжайше запрещалось переговариваться в радиоэфире. В этих экстремальных условиях костяк боевой группы долетел до цели и нанес по столице фашистского рейха бомбовые удары, которые вызвали у немецкого командования шок...

По сути, Константин Буслов художественно реконструирует в фильме события и обстоятельства той легендарной операции. Некоторые герои, в частности полковник Преображенский (Максим Битюков), командующий операцией, генерал Жаворонков (Сергей Пускепалис), летчик-испытатель Коккинаки (Гела Месхи), носят в фильме реальные имена. Другие, как, например, капитан Выдрин (Сергей Гилев), который скрывает от начальства свою болезнь, или бойкий лейтенант Черемис (Александр Метелкин), успевший в военно-полевых условиях завести роман с учительницей-эстонкой (Леонела Мантурова), — персонажи вымышленные и, на мой взгляд, от этого не столь убедительные.

Впрочем, достоинство фильма не в обилии характеров, хотя они и складываются к концу фильма в собирательный образ русского воинства, не в любовной линии, на мой вкус, излишней, а в уникальности и увлекательности рассказанной истории. В достоверности воссозданных военных фактур, в точной операторской работе, в безукоризненном, без швов, сочетании натурных съемок и компьютерной графики. Наконец, в исподволь нарастающем сюжетном, эмоциональном напряжении фильма, которое разрешается взрывом чувств.

Я смотрел картину на обычном сеансе. И видел, как к финалу мои соседи-зрители потянулись за носовыми платками, чтобы утереть слезы, которые так редко исторгают из наших глаз преисполненные фальшивого пафоса современные «патриотические блокбастеры» — будь то «Танки», «Несокрушимый», «Зоя», «Летчик». А здесь тронуло, проняло. Значит, посчастливилось увидеть что-то искреннее, живое.

Искренним и живым показался мне и «Первый Оскар», погружающий зрителей в суровые события осени — зимы 1941 года, когда в боях под Москвой решались исход войны и судьба страны. По сценарию фильма (и по исторической правде) студентов ВГИКа эвакуируют в Алма-Ату. Но они рвутся на фронт. Волею судеб начинающие операторы, они же друзья-соперники Иван Майский (Тихон Жизневский) и Лев Альперин (Антон Момот), влюбленные в одну девушку (Дарья Жовнер), оказываются на передовой. Не только с оружием, но и с кинокамерами в руках. Им предстоит снимать хронику боев, которая позже войдет составной частью в документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».

По сути, Мокрицкий снимает кино о кино. Но на кровоточащем военном материале. И здесь обнажается главная проблематика фильма, имеющая отношение и к сегодняшнему дню: как показывать войну на экране? Майский мастеровито снимает пропагандистские, постановочные сюжеты, заставляя бойцов позировать в кадре и говорить духоподъемные речи. Альперин в это время старается снимать неприкрашенную жизнь: плачущую медсестру в окровавленном медицинском халате, разоренный фашистами дом Чайковского в Клину, убитых горем людей, которым выпала страшная участь среди обугленных развалин хоронить казненных фашистами своих родственников и соседей.

Именно эти кадры в уже снятом и смонтированном фильме, который в США стал известен под названием «Москва наносит ответный удар», потрясают воображение крупного американского продюсера Дэвида Селзника (Остин Басис), причастного к созданию таких киношедевров, как «Унесенные ветром» и «Анна Каренина» с Гретой Гарбо. Преодолевая первоначальное сопротивление своего тестя, матерого голливудского волка Луиса Майера (Майкл Лернер), Дэвид требует от членов Американской киноакадемии учредить новую номинацию — за лучший документальный фильм. И присудить приз советской картине. Его настойчивость приносит результат: «Разгром немецких войск под Москвой», снятый десятками фронтовых операторов, в 1943 году стал нашим первым лауреатом премии «Оскар».

Фильм Сергея Мокрицкого «Первый Оскар» отдает фронтовым операторам дань светлой, благодарной памяти. И заодно напоминает, что когда-то мы были с Америкой союзниками в общей борьбе. В нынешнее время, когда отношения между нашими странами накалились до немыслимого предела, такое напоминание дорогого стоит. Думаю, выйди фильм еще полгода назад, его могла бы ждать премьера в США, прокат в ряде европейских стран. При удачном стечении обстоятельств он, в силу своих художественных достоинств, мог бы представлять российское искусство на «Оскаре». Но, боюсь, «Оскар» нашим фильмам в ближайшие годы, а то и десятилетия, уже не светит...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?