Главная Культура 00:23 06 Мая 2022 14349
Москва наносит ответный удар

В канун Дня Победы на экраны вышли два новых достойных фильма о войне

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «1941. Крылья над Берлином» с сайта kinopoisk.ru

Запомните эти названия: «Первый Оскар» и «1941. Крылья над Берлином». Поставили фильмы режиссеры Сергей Мокрицкий и Константин Буслов, уже работавшие ранее с военной темой. Первый несколько лет назад снял драматичный и при этом согретый лирическим теплом фильм «Битва за Севастополь» с Юлией Пересильд и Евгением Цыгановым в главных ролях. Второй поставил добросовестный, хотя и несколько старомодный, советский по стилистике байопик «Калашников» о конструкторе оружия. В своих новых работах оба режиссера (каждый в силу собственных дарований) сделали, как мне кажется, шаг вперед в творчестве.

«Крылья над Берлином» посвящены малоизвестной и при этом очень яркой странице Великой Отечественной. Странно, что никто раньше не додумался снять об этом кино. Оказывается, 27 июля 1941 года, когда фашисты уже совершали варварские авианалеты на Киев, Смоленск, Москву, Ленинград, Сталин приказал ответить бомбовыми ударами по Берлину. И 7 августа с секретного аэродрома, расположенного на эстонском острове Сааремаа, был совершен вылет 15 бомбардировщиков под командованием полковника Преображенского. В общей сложности было девять таких вылетов, во время которых на Берлин была сброшена 21 тонна бомб, но создатели фильма сосредоточились на первой, самой удачной операции.

Ударной группе было необходимо преодолеть без дозаправки почти 1800 километров — это в оба конца. Лететь пришлось семь часов и на высоте 7 тысяч метров — чтобы стать недосягаемыми для прожекторов и ПВО противника. На протяжении всего полета летчики находились в кислородных масках, из-за низкой температуры за бортом стекла кабин и очки их шлемофонов покрылись наледью. Вдобавок экипажам строжайше запрещалось переговариваться в радиоэфире. В этих экстремальных условиях костяк боевой группы долетел до цели и нанес по столице фашистского рейха бомбовые удары, которые вызвали у немецкого командования шок...

По сути, Константин Буслов художественно реконструирует в фильме события и обстоятельства той легендарной операции. Некоторые герои, в частности полковник Преображенский (Максим Битюков), командующий операцией, генерал Жаворонков (Сергей Пускепалис), летчик-испытатель Коккинаки (Гела Месхи), носят в фильме реальные имена. Другие, как, например, капитан Выдрин (Сергей Гилев), который скрывает от начальства свою болезнь, или бойкий лейтенант Черемис (Александр Метелкин), успевший в военно-полевых условиях завести роман с учительницей-эстонкой (Леонела Мантурова), — персонажи вымышленные и, на мой взгляд, от этого не столь убедительные.

Впрочем, достоинство фильма не в обилии характеров, хотя они и складываются к концу фильма в собирательный образ русского воинства, не в любовной линии, на мой вкус, излишней, а в уникальности и увлекательности рассказанной истории. В достоверности воссозданных военных фактур, в точной операторской работе, в безукоризненном, без швов, сочетании натурных съемок и компьютерной графики. Наконец, в исподволь нарастающем сюжетном, эмоциональном напряжении фильма, которое разрешается взрывом чувств.

Я смотрел картину на обычном сеансе. И видел, как к финалу мои соседи-зрители потянулись за носовыми платками, чтобы утереть слезы, которые так редко исторгают из наших глаз преисполненные фальшивого пафоса современные «патриотические блокбастеры» — будь то «Танки», «Несокрушимый», «Зоя», «Летчик». А здесь тронуло, проняло. Значит, посчастливилось увидеть что-то искреннее, живое.

Искренним и живым показался мне и «Первый Оскар», погружающий зрителей в суровые события осени — зимы 1941 года, когда в боях под Москвой решались исход войны и судьба страны. По сценарию фильма (и по исторической правде) студентов ВГИКа эвакуируют в Алма-Ату. Но они рвутся на фронт. Волею судеб начинающие операторы, они же друзья-соперники Иван Майский (Тихон Жизневский) и Лев Альперин (Антон Момот), влюбленные в одну девушку (Дарья Жовнер), оказываются на передовой. Не только с оружием, но и с кинокамерами в руках. Им предстоит снимать хронику боев, которая позже войдет составной частью в документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».

По сути, Мокрицкий снимает кино о кино. Но на кровоточащем военном материале. И здесь обнажается главная проблематика фильма, имеющая отношение и к сегодняшнему дню: как показывать войну на экране? Майский мастеровито снимает пропагандистские, постановочные сюжеты, заставляя бойцов позировать в кадре и говорить духоподъемные речи. Альперин в это время старается снимать неприкрашенную жизнь: плачущую медсестру в окровавленном медицинском халате, разоренный фашистами дом Чайковского в Клину, убитых горем людей, которым выпала страшная участь среди обугленных развалин хоронить казненных фашистами своих родственников и соседей.

Именно эти кадры в уже снятом и смонтированном фильме, который в США стал известен под названием «Москва наносит ответный удар», потрясают воображение крупного американского продюсера Дэвида Селзника (Остин Басис), причастного к созданию таких киношедевров, как «Унесенные ветром» и «Анна Каренина» с Гретой Гарбо. Преодолевая первоначальное сопротивление своего тестя, матерого голливудского волка Луиса Майера (Майкл Лернер), Дэвид требует от членов Американской киноакадемии учредить новую номинацию — за лучший документальный фильм. И присудить приз советской картине. Его настойчивость приносит результат: «Разгром немецких войск под Москвой», снятый десятками фронтовых операторов, в 1943 году стал нашим первым лауреатом премии «Оскар».

Фильм Сергея Мокрицкого «Первый Оскар» отдает фронтовым операторам дань светлой, благодарной памяти. И заодно напоминает, что когда-то мы были с Америкой союзниками в общей борьбе. В нынешнее время, когда отношения между нашими странами накалились до немыслимого предела, такое напоминание дорогого стоит. Думаю, выйди фильм еще полгода назад, его могла бы ждать премьера в США, прокат в ряде европейских стран. При удачном стечении обстоятельств он, в силу своих художественных достоинств, мог бы представлять российское искусство на «Оскаре». Но, боюсь, «Оскар» нашим фильмам в ближайшие годы, а то и десятилетия, уже не светит...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5378
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4906
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...