Широкая публика знает Александра Лазарева-старшего по нескольким звездным ролям в кино, в первую очередь по главной роли в культовой советской мелодраме «Еще раз про любовь». Но кино — лишь верхушка айсберга. Имея все возможности пойти по заманчивому во многих отношениях (в том числе денежном) пути кинозвезды, Лазарев главным делом своей жизни избрал куда более тернистый путь театрального актера.
Удивительно, но в родной Театр имени Маяковского он попал случайно: пришел, просто чтобы помочь своей сокурснице сыграть экзаменационный этюд, в результате взяли не ее, а его. Потом на этой сцене у него были и Дон Кихот, и генерал Хлудов в «Беге», и старик Измайлов в «Леди Макбет Мценского уезда»… С полсотни крупных ролей сыграл Лазарев за полвека работы в «Маяковке». Интересно, что ни одной — в антрепризе: случайным альянсам не доверял. И точно так же построил свою личную жизнь, соединив ее раз и навсегда с изумительной актрисой и красавицей Светланой Немоляевой. Этот союз стал редким в актерском мире примером истинной любви и постоянства, а кроме того, дал начало актерской династии, состоящей из не менее знаменитого, чем родители, Александра
Про актерскую и жизненную неуемность Александра Сергеевича ходили легенды. Вот и сейчас, едва перенеся серьезную полостную операцию, он вернулся в театр, на 5 мая был назначен спектакль «Как поссорились…» с его участием. К сожалению, вместо задиристой пьесы по повести Гоголя в театре в этот день прощались с актером, без которого лишилась смысла едва ли не половина репертуара труппы.
Голоса памяти
Армен Джигарханян, актер:
— Не могу привыкнуть, что его нет, и, наверное, ничего вразумительного вам не скажу. Кроме того, что он был хороший артист, но это всем известно, а вот меньше знают то, что он потрясающий дедушка. Я видел, как его внучка Полина сдавала актерский экзамен — это
А за Театр имени Маяковского, золото мое, не волнуйтесь. Станиславский, Немирович из жизни уходили, а театры оставались. Придут другие люди, будет другая любовь. В этом честь и величие театра.
Евгения Симонова, актриса:
— Первый раз я увидела Александра Сергеевича на сцене из зрительного зала еще школьницей, классе в
И сколько бы мы его ни играли, какая бы параллельная жизнь ни шла у нас за кулисами, острота восприятия не уходила, каждый раз в финале были настоящие слезы на глазах… Потом мы были партнерами в спектаклях Татьяны Ахрамковой «Круг» и «Шутка мецената», в «Жертве века» Андрея Гончарова, в постановке Гария Черняховского по пьесе Марка Розовского «Маяковский начинается», где Александр Сергеевич грандиозно играл и читал стихи… А какой он гениальный Анучкин в «Женитьбе» по Гоголю! Мы
Леонид Павлючик, в
— Ушел не просто медийный персонаж, а настоящий большой русский артист, который сыграл десятки ролей в театре, в кино, это целая творческая вселенная, где есть место ролям по Шекспиру, Сервантесу, Достоевскому, Гоголю, Островскому, Горину… Он вошел в искусство совсем юным громкой ролью Дон Кихота. И в его человеческой природе было нечто донкихотское. Никогда не гнался за длинным рублем, не спрашивал, а сколько мне будет стоить эта роль. Играл по 25 спектаклей в месяц. На протяжении 50 лет на нем держался репертуар Театра имени Маяковского. И даже в свои 70 лет, уже после операции на сердце, продолжал играть с тем же неистовством. Он и в кино реализовался процентов на 10 от своих возможностей, потому что отказывался от предложений, не считая себя вправе подвести родной театр. В этом смысле он был человеком безукоризненной нравственности: на всю жизнь — один театр. И одна жена — спутница по сцене и по жизни Светлана Немоляева. Не помню, чтобы
Он действительно был коренником. В последнее время, когда театр стали раздирать распри и из него ушел его худрук Сергей Арцибашев, Лазарев не мог остаться в стороне, принимал активное участие в разруливании ситуации. Хотя в свои 73 года с больным сердцем был вправе отстраниться. На вопросы, зачем вам это, отвечал: «Мой вес и положение в театре таковы, что эти волны не могут не разбиваться об меня». Он вел себя очень благоразумно в этой конфликтной ситуации, но, боюсь, она, послужила катализатором его несправедливо преждевременного ухода.
Светлана Немоляева: «В театре очень трудно сосуществовать семьями»
Несколько месяцев назад звездная супруга Александра
— В одном интервью вы сказали, что Александр
— То, что мой муж остался большим ребенком, очень хорошо для игры на сцене. Станиславский говорил: чем больше в актере детскости, тем он талантливее. Хотя в жизни с этой детскостью мужа мне приходится непросто. Нередко я буквально умоляю его не говорить все, что у него на душе, в театре. Но что бы вы думали? Как только мы переступаем порог театра, Саша с дикой активностью начинает вопить о том, о чем я его умоляла молчать.
— Не было ли у вас намерения привести своего сына в родной Театр имени Маяковского?
— В театре очень трудно сосуществовать семьями. С одной стороны, в своем супруге ты находишь защиту, тыл, ограду, а с другой — это делает тебя уязвимым. Если бы Шура играл в нашем театре, то нас всех повязали бы мертвым узлом. Перед нашими глазами был наглядный пример семьи одного очень знаменитого актера. Театр пахал на нем, всенародном любимце, как на лошади, а его жену (в прошлом очень хорошую провинциальную актрису), сына, тогда еще совсем молодого, откровенно игнорировал. Эта политика нашего великого режиссера, но очень сложного человека Андрея Александровича Гончарова привела семью актера (не буду называть его фамилию) к страшной драме. Актер
— Ваш сын — один из главных
— Это же не воспитаешь! Ребенок рождается в определенной семье, впитывает ее атмосферу, ауру и взаимоотношения. Кстати, мои родители и родители моего мужа, Александра Лазарева, прожили вместе более 50 лет. У нас с мужем, конечно, были мелкие ссоры, но чтобы мы обижали друг друга
— Полина пошла по стопам папы, бабушки и дедушки. На кого она похожа?
— Иногда кажется, что Полина похожа на меня — у нее тоже кругленькая мордашка. Хотя она такая же темная, смуглая, как все Лазаревы. А вот внук Сережка — белокожий, со светлыми глазками, в немоляевскую породу. Недавно своему отцу он решительно заявил, что актером не будет ни за что на свете. Хотя, на мой взгляд, вот у него точно для нашей профессии есть все данные. Он мгновенно и очень смешно показывает все, о чем его просят, — людей, животных, ситуации. При этом у Сережи совершенно нет никаких комплексов. Его сестра Поля куда более стеснительна и замкнута, что для актера непозволительно. Актер должен выходить на сцену в полной уверенности, что он лучше всех! Зачем
Лучшие роли Александра Лазарева в кино
«Еще раз про любовь» (1968)
В культовом фильме Георгия Натансона Лазарев исполнил роль физика Евдокимова, возлюбленного бортпроводницы Наташи (Татьяна Доронина).
«По главной улице с оркестром» (1986)
Киноповесть Петра Тодоровского, в которой актер исполнил роль заведующего кафедрой Валентина Романовского.
«Не сошлись характерами» (1989)
Лазареву досталась роль коварного мужа, который бросил свою любящую жену (Ирина Мирошниченко) ради молодой цирковой артистки.