Гейм-дизайнер - человек, который должен хорошо представлять, какой будет игра, еще до того, как ее начнут делать. Именно его идеи потом реализуют программисты и художники. Именно его в случае неудачи разносят в пух и прах игроки и начальство.
Он пишет сценарий, придумывает детали, имена и истории персонажей, суть игры, ее каркас, смысл, цель. Гейм-дизайнер видит, слышит и чувствует игру в своем воображении. Чтобы из первоначальной идеи получился шедевр, он должен уметь "играть" в игру еще до написания первой строки кода и вообще без наличия компьютера.
После этого начинается долгий и тяжелый процесс бумажной работы. Задача гейм-дизайнера - описать проект с максимальной детализацией. Реализуется это в текстовом (например, MS Word), табличном (MS Excel), схематическом (MS Visio) редакторах и программах для рисования (Corel Draw, Adobe Photoshop, Corel Paint Shop Pro).
Результатом работы гейм-дизайнера является дизайн-документ (на компьютерном сленге - "диздок") - документ, в котором описана вся игра: сюжетные линии, ландшафт, пейзажи и герои.
В "диздоке" научно-популярным языком описываются правила и особенности игры. На стадии подготовки проекта дизайн-документ отдают продюсеру, который выносит вердикт: финансировать или не финансировать новую игру. Если финансовый кран открывают, то во время разработки игры вся остальная команда опирается на дизайн-документ и на советы самого гейм-дизайнера.
Мастер на все проги
Сегодня в большинстве фирм есть свой гейм-дизайнер. Руководитель и главный гейм-дизайнер студии Seaward.Ru Эдуард Зайцев уверен, что хороший специалист в этой области должен уметь все: "Иногда к нам приходят люди и предлагают свои услуги со словами: "А я умею камешки в игре расставлять". Так вот, это не гейм-дизайнеры. Настоящий профессионал разбирается в игровых механизмах, знает специальные редакторы, пишет сценарии. Жаль, что в России толковых гейм-дизайнеров немного, а то мы бы уже давно Запад за пояс заткнули".
Нужных специалистов мало просто потому, что в нашей стране нет вузов или курсов по обучению и подготовке "игровых дел мастеров".
По словам Юрия Мирошникова из компании 1С, в России гейм-дизайнеров нигде не готовят, и это большая проблема, потому что профи нужны уже сейчас: "Профессия очень молодая, ей не больше 20 лет, а в Америке только лет восемь назад стали обучать этих специалистов, и когда тенденция дойдет до нас, неизвестно. Хотя это как раз тот случай, когда профессии не учат, но ею все равно овладевают: например, раньше не существовало никаких летных училищ, но летчики-то все равно были".
Интернет пестрит объявлениями как крупных и респектабельных, так и доморощенных компаний о поиске талантливого гейм-дизайнера, но отклика на них почти нет. Креативный директор компании Nival Online Александр Мишулин с грустью констатирует, что таких специалистов сейчас в нашей стране совсем не готовят. "Были курсы в МГУ на факультете ВМиК, в Санкт-Петербурге, но потом все замерло", - рассказывает Мишулин.
Александр Мишулин дал свой рецепт того, как можно сделать карьеру игрового дизайнера. "Опыт работы желателен, но необязателен. Очень важно знать игры во всем их многообразии, понимать, как они устроены, и хотеть их делать, а еще лучше - пробовать", - советует эксперт.
Понятно, что большинство желающих попробовать свои силы в профессии не может похвастать участием в каком-нибудь крупном проекте, поэтому достаточно составить портфолио из, например, модифицированных уровней к уже известным играм. Еще лучше тестировать свое творчество на друзьях и просто знакомых, а потом корректировать свою работу исходя из их отзывов.
Гейм-дизайнеру нужны навыки аналитика, психолога, технического писателя и игрока, умение работать в команде, а также художественный вкус, навыки рисования (на уровне технических рисунков), знание математики, физики и языка программирования.
Рутинная работа
Документация к простой игре занимает примерно 150 страниц. После доработки она увеличивается раза три, и это самое меньшее. То есть в итоге выходит около 450 страниц формата А4. "Диздок" должен быть написан понятным языком, быть четко выстроенным и логичным.
Если человек имеет твердое намерение стать гейм-дизайнером, то ему нужно много читать. Вся специальная литература есть в интернете, образцы "диздоков" - на сайтах компаний - производителей игр. Новичку следует написать несколько документов по уже существующим играм, понять суть удачной игры, а также научиться переводить гениальную идею в педантично составленный документ и обратно. Также нужно обязательно ходить на специализированные сайты разработчиков компьютерных игр, где можно скачать лекции по гейм-дизайну. Прочитайте, обдумайте и начните тренироваться! Но как?
"Все вам объяснять нужно!"
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться в работе гейм-дизайнерам, - это необходимость объяснять программистам и художникам, что нужно делать, как это должно работать и как выглядеть. Для этих целей и существует дизайн-документ - там все написано и рассказано, но для своевременного и более правильного выполнения поставленных задач необходимо писать техническое задание (ТЗ).
Написание ТЗ для программистов - нелегкая задача. Она требует точной, логически верной постановки задачи, желательно на языке формул.
"Вообще проблемы возникают на каждом этапе работы, а уж с программистами тем более", - рассказывает Юрий Мирошников.
"На этапе формирования "диздока" и ТЗ перед программистом стоит задача предложить дизайнеру оптимальный вариант воплощения проекта. Самый банальный пример: "геймдиз" хочет видеть в игре много разноцветных коров, а программист настаивает на двух-трех цветах, потому что это выйдет быстрее по срокам сдачи проекта и сэкономит время, то есть трения носят технический характер, уверяет эксперт.
Преодолев все эти трудности, освоив программы и победив программистов, дизайнер может сделать неплохую карьеру.
Зарплаты
Сколько платят гейм-дизайнерам
15 000 рублей
зарплата начинающего дизайнера игр
37 000 рублей
получает специалист с опытом
75 000 рублей
платят руководителю дизайн-департамента
3500 долларов
зарплата американского дизайнера средней руки
Источник: данные компаний