Главная Культура 18:05 06 Января 2025 3772
«Я только Русью и жил»

Уникальная по масштабу и подаче экспонатов выставка Виктора Васнецова открылась в Русском музее

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
В. Васнецов, «Ковер-самолет», 1880 г. Фото предоставлено Русским музеем

Виктора Васнецова природа одарила многими талантами. Он мог войти в историю Отечества как сценограф: созданные им декорации и театральные костюмы вызывали искренний восторгу современников. Или детским писателем — с его-то воображением! А его оригинальные архитектурные эскизы впечатляют специалистов и сегодня. Но главным делом своей жизни он избрал живопись, став первым, кто обратился к теме исторического русского фольклора. Впрочем, писал и портреты, оставив немало изображений родственников, друзей, знакомых; бытовые сцены, возродил в России стенную церковную роспись.

Об этом — новая выставка Русского музея, приуроченная к 175-летию мастера. Она открылась в Корпусе Бенуа в канун новогодних праздников.

Ещё до официального открытия специалисты называли её сенсационной. Собрать в одном месте все шедевры столь многогранного гения, включая самые ранние его работы, а также эскизы, костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, — настоящий подвиг организаторов! Ведь многое из немалого наследия вятского самородка считается по разным причинам «невыездным». Например, легендарные «Богатыри».

Работа над этим полотном была начата Васнецовым в 1881-м году. К тому времени он уже выработал собственный почерк, нашел свою тему в живописи, а с ней и самого себя. Не жанрист, как поначалу мечталось и хорошо получалось (картина «Нищие певцы», которую написал, будучи ещё студентом Петербургской Академии художеств, произвела впечатление на старшего коллегу Крамского). Не передвижник, хотя несколько лет был активным членом этого Товарищества художественных выставок. Не поклонник работ западных живописцев: по совету близкого друга Репина, отправился было в Париж — «Научишься, как писать!», — убеждал его Илья Ефимович — но пробыл там недолго. Объяснил по возвращению: не моё!

«Его» был волшебный мир русских сказок. На них он рос в семье сельского священника Вятской губернии, их сызмальства рисовал. Это они — Муромец с Добрыней и Алешей Поповичем (последний, по сути, автопортрет, как внешне, так и по глубинной своей сути); царевны и царевичи, снегурки и Аленушки — подсказали автору идею «Волшебного цикла». Задуман тот был, как предполагается, в юности, на малой родине. Работал он над ним без малого 25 лет, начиная с конца ХIХ-го векас его социальным посылом, требовавшим от мастеров культуры «суровой правды жизни». Не до сказок!

Но он был убежден, что «... В сказке, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний. С прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своей истории».

И оказался прав. Не одно поколение россиян выросли за минувшие сто с лишним лет на детских книжках с иллюстрациями его картин. Светлых, добрых, наполненных притчами и преданиями. Русских по духу.

Полностью реализовать «волшебную» идею ему не удалось. Но «Поэму семи сказок» осуществил, сумев на какое-то время увлечь русским фольклором своих близких друзей-художников, в частности, «хронического реалиста» Репина («Садко»).

Именно «Богатыри» — первое, что видят посетители в залах Корпуса Бенуа. Они стали мощным «запевом» ко всей ретроспективе. Не только потому, что эта картина самая масштабная у художника: размер полотна почти 3 м на 4,5 м. Но, как признавался он друзьям, и самая любимая: «Так и встало перед глазами — взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства!»

К слову, эта одна из тех его работ, которая прежде ни разу не покидала своего изначального места. Когда в 1898 году после двадцати без малого лет работы, Виктор Васнецов в последний раз провел по ней кистью, Павел Третьяков сразу купил её у него для своей коллекции. В его именной галерее все эти десятилетия она и пребывала на радость москвичам и гостям Первопрестольной. Никогда, никому, ни под какие гарантии не передавала Третьяковка легендарных «Богатырей». Но как без них на именной, программной, юбилейной выставке? Переговоры с руководством столичной галереи проходили непросто. Как удалось узнать журналистам на вернисаже, снять картину со стены для временного переезда в Северную столицу в галерее согласились в обмен на «Последний день Помпеи» Брюллова для предстоящей у них в наступившем году выставки «Великого Карла»...

Мы говорим сейчас в основном о «сказочном» Васнецове, а современники знали его,прежде всего, как возродившего стенную церковную роспись художника. Как ни любил он фольклор, а вера, с ее духовными поисками, по его собственным словам, «это лучшее, что создает человек в искусстве, он вдохновляется ею». Данной его ипостаси отведен отдельный зал с эскизами храмовых мозаик. За свою 78-летнюю жизнь он расписал в церквах и соборах в общей сложности не менее 5000 кв. метров. Самые известные — в храме Воскресения Христова (Спас На Крови) в Петербурге и в Свято-Владимирском соборе Киева.

До нашего Спаса, чтобы, ознакомившись с экспозицией, воочию увидеть затем «руку Васнецова», несколько минут пешего хода от ГРМ. О Владимирском соборе в древней столице Руси, многовекового символа русского православия, даёт представление макет со специальной подсветкой.

В этом же зале и последняя его работа, для своей приходской церкви святых Адриана и Натальи — «Крест-распятие». Успел окончить её за несколько дней до смерти в июле 1926 года...

Не забыли в Русском музее и о Васнецове-портретисте, графике, костюмере, авторе мебели. Порядка 120 его произведений на этом жизнеутверждающем празднике Высокого искусства. Без помощи Третьяковки, московского Дома-музея Васнецова, Вятского художественного музея, Царского Села, Музеев-заповедников Абрамцево и Поленово, Государственного исторического музея и Музея истории религии, частных коллекций это было бы просто невозможно.

Продлится выставка Виктора Васнецова до 23 июня 2025 г.

К слову

В том же корпусе ГРМ в эти же дни открыта еще одна выставка Васнецова. Только не Виктора, а Александра, его внука, столетие которого пришлось на минувший год. Фронтовик, ученик Александра Дейнеки, он стал одним из основоположников «сурового стиля» в советском искусстве. Его произведения — панно, мозаики, граффито — можно увидеть во многих городах России и мира. Оставил по себе память он и как талантливый педагог.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5109
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...