Главная Культура 13:47 06 Января 2020 1923
Взгляд с утлого плота

Чем провинился перед Юрием Лозой один из лучших российских фильмов последних лет?

Леонид Павлючик, кинокритик, обозреватель «Труда»
Кадр со съемок фильма. Фото с сайта KinoPoisk.ru

Певец и композитор Юрий Лоза разродился очередным скандальным постом в социальных сетях, на сей раз «киноведческим», который на информационном безрыбье поторопились пересказать некоторые СМИ. На этот раз досталось от Лозы не Моцарту или Россини, не Дмитрию Билану или Сергею Лазареву, а режиссеру Климу Шипенко и его фильму «Текст». Фильм, напомню, стал в прошлом году одним из лидеров российского проката, заслуженно получил шесть номинаций на Национальную премию «Золотой орел», был реальным претендентом на выдвижение от нашей страны на «Оскар».

Лозе в «Тексте» не понравилось категорически все. И матерные слова он заменил бы «крепкими, но все-таки цензурными» – «как это делают в большом взрослом кино». И постельную сцену не снимал бы или снял бы ее «хотя бы красиво». И актерский состав подобрал бы другой, ведь этот «просто никуда не годится». И на осветительных приборах бы не экономил – «слишком уж много темно-серых планов». И сам фильм сократил бы в полтора-два раза. И так далее и в таком же духе.

Жалко мне Юрия Эдуардовича Лозу. Живет он, как мне кажется, с советских времен на своем плоту с кругозором, который открывается с этого самого плота, и без устали, размашисто и якобы глубокомысленно высказывается о самых разных вещах, в которых подчас мало что понимает – от политики и спорта до кино. Таковой, в частности, мне представляется и его критика фильма «Текст». Начну с мелочей. С мата, который уязвил тонкий слух певца.

Напомню ему, что в «большом взрослом кино», например, европейском – от соседней Польши до Франции, Германии, скандинавских стран – мат давно уже не запрещают, не вырезают, не запикивают, а снабжают фильм соответствующим возрастным цензом и предупреждением на киноафише. А дальше взрослые люди сами разберутся, идти на фильм или нет, уместен мат в картине или не очень.

По мне, в фильме «Текст» мат уместен, поскольку характеризует отношение главного героя к безвыходной, тупиковой ситуации, в которой он оказался. Напомню, герой фильма Илья Горюнов, выйдя из тюрьмы, где он отсидел семь лет за подброшенные ему наркотики, в ходе разборки со своим обидчиком – майором полиции Хазиным – ненароком убил его. И теперь ему предстоит в лучшем случае вернуться на зону, а в худшем погибнуть от пули спецназа, что в финале и происходит. Тут не только матом заговоришь, тут по-волчьи, по-звериному завоешь…

Идем дальше. Сексуальная сцена в этом конкретном фильме красивой быть никак не должна – это же не сладкая романтическая история, не какая-нибудь гламурная «Красотка» о внеземной любви миллионера и проститутки, а жесткое, социально-проблемное кино с наркотиками, кровью, насилием, убийством и воздаянием за него. Да и герои совсем не ангелы, они вращаются в преступном мире, усвоили его повадки, – при чем тут «сделайте нам красиво»? Претензия точно не по адресу.

Насчет экономии на осветительных приборах… Так ведь кино уже давно обходится практически без них, цифровые камеры позволяют снимать утро как утро, ночь как ночь, сумерки как сумерки. И если режиссеру нужна была в кадре «серость» или «темнота» для передачи мрачноватой атмосферы фильма, то он с этой визуальной задачей с помощью оператора Андрея Иванова справился, как мне кажется, наилучшим образом. Я смотрел «Текст» в кинотеатре, несмотря на «темно-серые планы», все прекрасно разглядел, а если Лоза смотрел пиратскую копию фильма, то это его проблемы…

Что касается актерского состава, то он, на мой вкус, безупречен. Исполнитель главной роли Александр Петров – сейчас самый популярный и, не боюсь этих слов, лучший актер своего поколения. Он хорошо чувствует и умеет передать характеры таких вот негероических героев, как Илья Горюнов – простецких парнишек из панельных, утопающих в снежной каше маленьких подмосковных городков типа Лобни, где и происходит основная часть действия.

Молодой Иван Янковский с его острой, нервной пластикой, как никто другой, умеет сыграть обыденность и, если угодно, обаяние зла – и он в этом фильме в роли коррумпированного мента на месте. Как и Кристина Асмус, сумевшая на небольшом экранном пространстве передать хрупкую, нежную, но и слегка порочную красоту своей «нездешней» героини, которая так взволновала сердце Ильи Горюнова. И – перевернула его судьбу. Да и сюжет «Текста».

Насчет того, что фильм можно сократить в два раза – это и вовсе наивный, графоманский, извините, совет. Фильм укладывается в типовой метраж, он достаточно плотно спрессован, режиссер Клим Шипенко старается максимально передать дух и букву объемного романа Дмитрия Глуховского «Текст», и у него это получилось практически без потерь. Роман, кстати, переведен на 20 языков, в том числе на все европейские, надеюсь, что и фильм ждет серьезная международная судьба.

При всем своем сюжетном напряжении экранный «Текст» содержательно значим. По мере развития действия в фильме отчетливо проступают уродливые «родовые пятна» современной российской действительности. Это наглый беспредел силовиков (не зря случай Ильи Горюнова, которому подбросили наркотики, столь очевидно «рифмуется» с реальным резонансным делом журналиста Ивана Голунова), несправедливость судебной системы, беспрецедентный размах коррупции, огромное социальное расслоение общества на сверхбогатых и нищих. И этот серьезный социальный посыл фильма служит для меня убедительным ответом на главный вопрос Юрия Лозы: «Кстати, а зачем вообще было всё это снимать? Неужели создатели намеревались при помощи данной картины сделать наш мир лучше?».

Да, Юрий Эдуардович, авторы фильма хотели обозначить серьезные, кричащие проблемы нашего нынешнего бытования, показать зло на крупном плане, обнажить, развенчать его. И им это, на мой взгляд, во многом удалось. А значит, с появлением этого серьезного, честного фильма и добра в нашем несовершенном мире, надеюсь, станет хотя бы на крупицу больше.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5149
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4446
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...