Главная Культура 13:47 06 Января 2020 1866
Взгляд с утлого плота

Чем провинился перед Юрием Лозой один из лучших российских фильмов последних лет?

Леонид Павлючик, кинокритик, обозреватель «Труда»
Кадр со съемок фильма. Фото с сайта KinoPoisk.ru

Певец и композитор Юрий Лоза разродился очередным скандальным постом в социальных сетях, на сей раз «киноведческим», который на информационном безрыбье поторопились пересказать некоторые СМИ. На этот раз досталось от Лозы не Моцарту или Россини, не Дмитрию Билану или Сергею Лазареву, а режиссеру Климу Шипенко и его фильму «Текст». Фильм, напомню, стал в прошлом году одним из лидеров российского проката, заслуженно получил шесть номинаций на Национальную премию «Золотой орел», был реальным претендентом на выдвижение от нашей страны на «Оскар».

Лозе в «Тексте» не понравилось категорически все. И матерные слова он заменил бы «крепкими, но все-таки цензурными» – «как это делают в большом взрослом кино». И постельную сцену не снимал бы или снял бы ее «хотя бы красиво». И актерский состав подобрал бы другой, ведь этот «просто никуда не годится». И на осветительных приборах бы не экономил – «слишком уж много темно-серых планов». И сам фильм сократил бы в полтора-два раза. И так далее и в таком же духе.

Жалко мне Юрия Эдуардовича Лозу. Живет он, как мне кажется, с советских времен на своем плоту с кругозором, который открывается с этого самого плота, и без устали, размашисто и якобы глубокомысленно высказывается о самых разных вещах, в которых подчас мало что понимает – от политики и спорта до кино. Таковой, в частности, мне представляется и его критика фильма «Текст». Начну с мелочей. С мата, который уязвил тонкий слух певца.

Напомню ему, что в «большом взрослом кино», например, европейском – от соседней Польши до Франции, Германии, скандинавских стран – мат давно уже не запрещают, не вырезают, не запикивают, а снабжают фильм соответствующим возрастным цензом и предупреждением на киноафише. А дальше взрослые люди сами разберутся, идти на фильм или нет, уместен мат в картине или не очень.

По мне, в фильме «Текст» мат уместен, поскольку характеризует отношение главного героя к безвыходной, тупиковой ситуации, в которой он оказался. Напомню, герой фильма Илья Горюнов, выйдя из тюрьмы, где он отсидел семь лет за подброшенные ему наркотики, в ходе разборки со своим обидчиком – майором полиции Хазиным – ненароком убил его. И теперь ему предстоит в лучшем случае вернуться на зону, а в худшем погибнуть от пули спецназа, что в финале и происходит. Тут не только матом заговоришь, тут по-волчьи, по-звериному завоешь…

Идем дальше. Сексуальная сцена в этом конкретном фильме красивой быть никак не должна – это же не сладкая романтическая история, не какая-нибудь гламурная «Красотка» о внеземной любви миллионера и проститутки, а жесткое, социально-проблемное кино с наркотиками, кровью, насилием, убийством и воздаянием за него. Да и герои совсем не ангелы, они вращаются в преступном мире, усвоили его повадки, – при чем тут «сделайте нам красиво»? Претензия точно не по адресу.

Насчет экономии на осветительных приборах… Так ведь кино уже давно обходится практически без них, цифровые камеры позволяют снимать утро как утро, ночь как ночь, сумерки как сумерки. И если режиссеру нужна была в кадре «серость» или «темнота» для передачи мрачноватой атмосферы фильма, то он с этой визуальной задачей с помощью оператора Андрея Иванова справился, как мне кажется, наилучшим образом. Я смотрел «Текст» в кинотеатре, несмотря на «темно-серые планы», все прекрасно разглядел, а если Лоза смотрел пиратскую копию фильма, то это его проблемы…

Что касается актерского состава, то он, на мой вкус, безупречен. Исполнитель главной роли Александр Петров – сейчас самый популярный и, не боюсь этих слов, лучший актер своего поколения. Он хорошо чувствует и умеет передать характеры таких вот негероических героев, как Илья Горюнов – простецких парнишек из панельных, утопающих в снежной каше маленьких подмосковных городков типа Лобни, где и происходит основная часть действия.

Молодой Иван Янковский с его острой, нервной пластикой, как никто другой, умеет сыграть обыденность и, если угодно, обаяние зла – и он в этом фильме в роли коррумпированного мента на месте. Как и Кристина Асмус, сумевшая на небольшом экранном пространстве передать хрупкую, нежную, но и слегка порочную красоту своей «нездешней» героини, которая так взволновала сердце Ильи Горюнова. И – перевернула его судьбу. Да и сюжет «Текста».

Насчет того, что фильм можно сократить в два раза – это и вовсе наивный, графоманский, извините, совет. Фильм укладывается в типовой метраж, он достаточно плотно спрессован, режиссер Клим Шипенко старается максимально передать дух и букву объемного романа Дмитрия Глуховского «Текст», и у него это получилось практически без потерь. Роман, кстати, переведен на 20 языков, в том числе на все европейские, надеюсь, что и фильм ждет серьезная международная судьба.

При всем своем сюжетном напряжении экранный «Текст» содержательно значим. По мере развития действия в фильме отчетливо проступают уродливые «родовые пятна» современной российской действительности. Это наглый беспредел силовиков (не зря случай Ильи Горюнова, которому подбросили наркотики, столь очевидно «рифмуется» с реальным резонансным делом журналиста Ивана Голунова), несправедливость судебной системы, беспрецедентный размах коррупции, огромное социальное расслоение общества на сверхбогатых и нищих. И этот серьезный социальный посыл фильма служит для меня убедительным ответом на главный вопрос Юрия Лозы: «Кстати, а зачем вообще было всё это снимать? Неужели создатели намеревались при помощи данной картины сделать наш мир лучше?».

Да, Юрий Эдуардович, авторы фильма хотели обозначить серьезные, кричащие проблемы нашего нынешнего бытования, показать зло на крупном плане, обнажить, развенчать его. И им это, на мой взгляд, во многом удалось. А значит, с появлением этого серьезного, честного фильма и добра в нашем несовершенном мире, надеюсь, станет хотя бы на крупицу больше.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9514
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7209
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?