Народному артисту России, актеру Малого театра Борису Клюеву в следующем году исполняется 70 лет. Но он по-прежнему импозантен и бодр, в чем любой может убедиться сам: сериалы с участием Клюева идут по ТВ, что называется, нон-стоп. Совсем недавно, например, на СТС стартовали новые серии «Ворониных». Но зрители, конечно, помнят и любят и работы Клюева в советских фильмах, в частности его роли графа Рошфора и Майкрофта Холмса. Борис Клюев поделился с «Трудом» своими мыслями о новых экранизациях романа Дюма и рассказов Конан Дойла.
Борис Владимирович, для роли графа Рошфора вы учились ездить на лошади. А для новых серий «Ворониных» пришлось освоить парашют?
— Ну что вы, в сценах прыжков с парашютом участвовали каскадеры. Хотя мы, артисты, провели три съемочных дня на аэродроме Мячково, было очень интересно. Кстати, зачинщиком этих прыжков по сценарию оказался именно мой персонаж, Николай Петрович Воронин.
— Вы говорили, что благодаря «Ворониным» стали очень популярны среди детей. А какой самый необычный комплимент вы слышали от взрослых?
— Ничего необычного не могу припомнить, но когда просто подходят и говорят: «Спасибо вам за вашу работу», — это очень вдохновляет. А слышу я это не только в России. Вот недавно был в командировке в Баку, так там на улице мне буквально не давали прохода, чем я был приятно удивлен.
— Смотрите ли вы нового «Шерлока Холмса»?
— Немного посмотрел и выключил телевизор. Мне фильм показался не очень интересным и слишком суетливым. Но это только мое мнение, а будет ли этот сериал столь же популярен, как наш, покажет время.
— А как насчет кинопремьеры «Трех мушкетеров»?
— Этот фильм я еще не видел, но обязательно посмотрю. Летом Сережа Жигунов мне очень подробно об этом своем проекте рассказывал. А еще я видел по ТВ мальчика, играющего д’Артаньяна, и он мне очень понравился: живой, обаятельный, общительный. Конечно, каждое поколение должно что-то переосмысливать, делать по-своему. Да и технический прогресс шагнул далеко вперед: с нынешними спецэффектами можно поставить очень красивые трюки.
— В чем, по-вашему, секрет успеха экранизаций Дюма и Конан Дойла с вашим участием?
— Залогом успеха «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» была молодость всех артистов. Мы все играли озорно, изящно, легко. В то время нам все было в удовольствие, и атмосфера на площадке была изумительной. А «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» получились благодаря удивительному человеку Игорю Федоровичу Масленникову. На съемках все было продумано до мелочей: и тщательно написанный сценарий, и великолепно подобранный актерский состав. Вообще тогда я познакомился со многими замечательными людьми. Это и Василий Ливанов, чьего отца, блистательного актера Бориса Ливанова, я боготворил. И Марис Лиепа, который тоже играл в этой картине. И, конечно, изумительный оператор Юрий Векслер — у него не было специального образования, но Бог явно поцеловал его в макушку. А какую музыку создал для фильма Владимир Дашкевич!