Борьба летчиков с работодателями вышла на новый круг. Как нам стало известно, Росавиация не поддержала предложение набирать в экипажи российских лайнеров иностранных пилотов. Теперь авиаперевозчики готовят обходной маневр. «Аэрофлот» добивается от Минтранса отмены приказа о дополнительном отпуске для пилотов. Формальный аргумент — приказ издан в советское время и противоречит новому Трудовому кодексу, а фактически это попытка таким способом увеличить нагрузку на экипажи и сократить дефицит кадров.
Напомним, что Конфедерация труда обратилась к президенту России с просьбой защитить отечественных летчиков от «воздушных гастарбайтеров». «В настоящее время авиационные учебные заведения выпускают достаточное количество молодых пилотов гражданской авиации для полного обеспечения потребности российского рынка необходимым количеством специалистов», — сказано в обращении. А проблема возникает из-за того, что «ведущие российские авиакомпании, в том числе ОАО «Аэрофлот», не желают вкладываться в дополнительную подготовку молодых специалистов».
Президент поручил руководителям Росавиации поставить точку в споре. Там резонно ответили: «Привлечение граждан иностранных государств для работы членами летных экипажей не может полностью решить проблему дефицита кадров, кроме того, возникает масса экономических и социальных проблем. В гражданскую авиацию России придут не самые подготовленные пилоты, те, кто не нашел работы за рубежом по разным неизвестным нам причинам».
Казалось бы, вопрос исчерпан. Однако дефицит кадров остается — как и желание перевозчиков получить квалифицированных пилотов, не вкладывая денег. Они сегодня предпочитают добиваться отмены дополнительных отпусков для пилотов. Но что будет, если суд поддержит требования работодателей?
Голоса
Всеволод Овчаров, профессиональный пилот, доктор технических наук
— Идею сокращения отпусков летному составу я считаю крайне опасной. Надо реально смотреть на вещи. На фоне общего неблагополучия в региональных авиакомпаниях гораздо важнее заняться улучшением условий труда и отдыха, социального и медицинского обслуживания пилотов. У них крайне нервная, напряженная работа, нередко приводящая к появлению профессиональных заболеваний и раннему списанию на землю. Из всего этого складывается самочувствие экипажей и, соответственно, безопасность полетов. А авиаперевозчики озабочены только получением прибыли.
Альфред Малиновский, вице-президент Федерации профсоюзов летного состава гражданской авиации
— Надеюсь, на попытки ухудшить условия труда пилотов суды и прокуратура отреагируют должным образом. Летная нагрузка и так чрезмерная. Нарушены нормы налета, которые в свое время научно обосновали специалисты авиационной медицины. Теперь уже вместо 80 часов в месяц экипажи летают по 90 часов. Если разрешат отменить дополнительные отпуска, то наверняка будут летать по 100 часов и больше. И если сегодня порой за штурвалами сидят спящие пилоты, то куда мы прилетим завтра?
Василий Ершов, пилот гражданской авиации, общий налет — 19,3 тысячи часов
— Конечно, здравый смысл летчика всегда оберегает от явных ошибок. Нет, профессионализм как сумма наработок навыков и умений остается... Но не у всех. И, главное, под гнетом экономических обстоятельств начинает замыливаться и терять значимость та постоянная опаска летчика, которая держит его в тонусе и заставляет наперед продумывать варианты событий в полете.