Искусственный интеллект грозится «отменить» писателей, а они, чудаки, всеми силами сопротивляются техническому прогрессу. Вот характерная новость: почти 10 тысяч американских авторов подписали петицию, запрещающую нейросети GPT-3 обучаться на их произведениях без согласования и авторских отчислений. Наши мастера слова пока держатся тише, но тревога чувствуется и в их рядах.
Среди обеспокоенных иностранных «инженеров человеческих душ» полным-полно создателей бестселлеров, чьи гонорары и тиражи исчисляются миллионами. Так, в числе подписавших открытое обращение к владельцам компаний OpenAI, Alphabet и Microsoft — автор «Кода да Винчи» Дэн Браун, лауреат премии Артура Кларка за «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд, «американский Лев Толстой», он же кумир интеллектуалов Джонатан Франзен, сочинившая «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, популярнейший детективщик Джеймс Паттерсон. Знаменитости сочли обидным, что их книги используются для обучения искусственного интеллекта без их ведома, указания имени и, пардон, материального вознаграждения.
«Миллионы романов, статей, очерков и стихов, защищенных авторским правом, стали бесконечной пищей для нейросетей. Вы тратите миллиарды долларов на разработку ИИ-технологий. Было бы справедливо заплатить нам за использование наших произведений, без которых искусственный интеллект был бы банальным и исключительно ограниченным», — говорится в послании.
«Искусственный интеллект не создает эксклюзивных произведений, он занимается исключительно компиляцией, а по итогу выдает микс из фрагментов, созданных когда-то людьми», — заявила президент Гильдии американских авторов Майя Шанбхаг Ланг.
Заметим: возмущенные работники пера — далеко не первые, кого напрягло появление нейросетей. Так, в сфере образования хит Илона Маска — алгоритм обработки языка GPT — наделал шуму уже на этапе запуска новинки. «Если за учеников будут думать алгоритмы, чему тогда вообще учить?!» — справедливо недоумевали авторы многочисленных статей в прессе, пестревшей заголовками про смерть школьных сочинений и студенческих эссе. «Это новый мир, прощай, домашка!» — весело отбивался Маск.
Пока американцы ходят по судам и ищут управу на ИИ, отечественные издатели подхватили тренд и выпустили первую в истории русской литературы книгу, написанную в соавторстве с этим самым искусственным разумом: сборник рассказов «Пытаясь проснуться» литератора, художника и визионера Павла Пепперштейна
Справедливости ради заметим: затравки текстов создвал все-таки человек, а вот дописывала их программа, разработанная на основе все того же GPT-3. По мнению издательства Individuum, затеявшего модный проект, в итоге все вышло недурственно — «лингвистическая модель достигла такой степени схожести, что читатели не смогут понять, кто стоит за каждым из 24 рассказов». Так заявляется в аннотации. Что ж, поверим на слово или попробуем вчитаться в тексты?
Как вы думаете, кем создан, допустим, следующий фрагмент? «Как-то раз Мышка (по своему обыкновению) стремглав неслась сквозь травы, преследуемая чудовищным и невзрачным призраком Кошки. На самом деле настоящая Кошка о ту пору спала и даже не думала преследовать Мышку, но Мышка уже давно сошла с ума от перманентного страха, поэтому ничего нет удивительного в ее поведении. И вдруг, в мановение ока, гроза сгрудилась в темных небесах, и рухнула сиятельная молния с небес на землю, и вонзилась, и ушла в грунт вблизи от бегущей Мышки. И сотрясло Мышку до самого основания, весь хрупкий состав ее перетряхнуло. И вылупилась Мышка, и светом озарились глаза ее, и встопорщился скромный мех на тельце ее, и усики-антенны отвердели на мордочке ее. И остановилась Мышка, и прервала она свой панический бег».
По правде говоря, мне сперва показалось, что такой выспренний бред могла сгенерировать только машина, но затем вспомнилось немало подобных образцов и из современной прозы вполне человеческого происхождения. Сам Пепперштейн не добавил ясности (которая, видимо, не входила в его замысел), только выразил разочарование. «Честно говоря, мне не показалось, что между моими рассказами и рассказами, написанными нейросетью, есть хоть какое-то сходство», — признался он, сравнив работу искусственного интеллекта с мороком подсознания, которое пытается пробиться в светлую зону, но результат не более отчетлив, чем в каком-нибудь сюрреалистическом кинонуаре.
Более определенно выразился по поводу первого русского ИИ-романа наш известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. «Нейросети пока что не разумные. Они способны к обработке информации, ее компилированию, но я бы не назвал это творчеством. Так что ничего стоящего они написать не могут». Впрочем, уточнил фантаст, «и без нейросети многие книжные новинки вызывают ощущение, что они написаны пылесосом или кофемолкой».
По мнению автора знаменитых «Дозоров», никакая машина не заменит разум и талант. А модные игры с искусственным интеллектом — пустое занятие. Но, может быть, так только в литературе, а в других областях творчества ситуация более продвинутая? И какой-нибудь новый цифровой да Винчи вот-вот задвинет в угол своего человеческого предшественника с его Моной Лизой?
Тогда положите рядом каталог хоть Третьяковки или Эрмитажа — и произведения графической нейросети «Шедеврум», обученной ни много ни мало на художественных полотнах мирового значения. Думаю, при взгляде на генерируемых шаблонных девочек с трогательными синими глазками, котиков-дракош в космосе и брутальных татуированных викингов мысли о скорой отставке людей творческих профессий вас покинут надолго, если не навсегда. Не говоря о том, что нескончаемо дорабатываемый «Яндексом» аналог раскрученных иностранных Midjourney, DALL-E и Lexica (нейросети, создающие картинки по словесному описанию), откровенно хромает — тут не диво получить в ответ на самый элементарный запрос красавицу с тремя глазами и шестипалой рукой.
P.S. Речи о том, чтобы остановить технический прогресс, никто всерь-ез, конечно, не ведет. Но пока все это сильно напоминает «версификаторы», еще в конце 1940-х описанные Джорджем Оруэллом в антиутопии «1984», где подобная техника служила поточному производству бульварного чтива, пошлых стихов и глупых фильмов. Впрочем, что мешает применить те оруэлловские идеи на сегодняшнем уровне цифровых технологий для производства модных саг о зомби, пришельцах и попаданцах в иные времена? Ни особого разума, ни таланта тут точно не требуется, а вот крутой софт для обеспечения скорости и количества продукции очень бы не помешал.